«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

2. Предначинательный псалом 103 "Благослови душе моя Господа".

3. Великая ектения.

4. Псалом: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых".

5. Малая ектения.

6. "Господи воззвах" на очередной глас.

7. Стихиры на "Господи воззвах"…

8. Доматик или Богородичен.

9. Вечерний вход (с кадилом).

10. Пение гимна: "Свете тихий".

11. Прокимен дне.

12. Чтение паремий (3 паремии). (Накануне великих и храмов. праздников).

13. Сугубая ектения.

14. Молитва: "Сподоби Господи"…

15. Просительная ектения.

16. Стихиры на литии.

17. Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).

18. Стихиры на стиховне,

19. "Ныне отпущаеши", Трисвятое и "Отче наш".

20. Тропарь или (в воскресные дни) "Богородице Дево".

21. Благословение хлебов. (Накануне великих и храмов. праздн.).

22. "Буди Имя Господне благословенно" и псалом 33.

23. Благословение священника.

94. Символическое значение вечерни

Начинательными возгласами священника и диакона молящиеся приглашаются воздать хвалу Господу. — В псалме 103 изображается сотворение мира и человека и Божий Промысел о тварях. Каждение означает благодать Св. Духа. — Закрытие Царских врат — закрытие дверей Рая для согрешивших людей. — Великая ектения читается с тою же целью, как на Литургии. — Псалом "Блажен муж" поется для напоминания, что счастье и блаженство людей зависят от исполнения заповедей Божиих. — Словами "Господи воззвах" напоминается о покаянных чувствах, пережитых нашими праотцами после потери райского блаженства. — Стихиры "на Господи воззвах" поются с целью показать молящимся, что через веру в Спасителя и Его воскресение и подражание добродетелям Святых мы можем освободиться от греха и получить доступ в Царство небесное. Открытие Царских врат перед вечерним входом означает открытие входа в Царство Небесное с Пришествием Иисуса Христа. — Пением гимна "Свете тихий" художественно изображаются радостные чувства в предчувствии грядущего в мир Господа Иисуса Христа для спасения и просвещения людей. — Воскресный прокимен пророчески изображает перемену, произведенную Светом Иисуса Христа в жизни природы и в жизни людей. — Паремии читаются только под Великие праздники. В них содержатся ветхозаветные пророческие предизображения празднуемых христианских событий. — В молитве "Сподоби Господи" испрашивается Божия помощь сохранить нас в наступающую ночь. — В стихирах на литии и на стиховне изображаются искупительные заслуги Иисуса Христа и добродетели празднуемых Святых. — Молитва "Ныне отпущаеши" читается с целью: примером и личностью Симеона Богоприимца показать твердое ожидание в конце В. З. Мессии Христа, проливавшее в души всех чающих спасения душевный мир и спокойную смерть. — Пением "Богородице Дево" изображается граница между Ветхим и Новым Заветом: Благовещение Божией Матери. — Пением тропаря прославляются Святые верою в пришедшего Христа, совершившие высокие христианские подвиги. Благословение хлебов напоминает древний обычай освящать хлеб, вино и елей для подкрепления молящихся в течение Всенощного бдения. Вообще первая часть Всенощной — Вечерня — изображает ветхозаветный период домостроительства Божия о спасении людей, а вторая часть — Утреня — новозаветный период.

95. Общий очерк Утрени

Утреня на Всенощном бдении начинается тотчас после благословения священником народа. Чтец произносит песнь, воспетую ангелами в ночь на Рождество Христово: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (трижды). Раздаваясь при закрытых Царских вратах, в полумраке (в некоторых церквах есть обычай уменьшать в это время свет), эти слова напоминают о Рождении Иисуса Христа, а по связи основной мысли предыдущей Вечерни (ветхозаветное ожидание И. Х). напоминают мир, который проповедовал Господь на земле, и благоволение, принесенное Им людям. Далее начинается отдел Всенощной, называемый чтением "шестопсалмия" (Пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142). В этих псалмах говорится о вражде, которой был окружен Пр. Давид, но под Давидом прообразовательно разумеется Иисус Христос, а под его бедствиями — бедствия ожидаемого Мессии 127. По прочтении первых трех псалмов священник выходит из алтаря на солею и тайно читает перед Царскими вратами 12 молитв, называемых "утренними", в которых молится, между прочим, за предстоящих в храме и за всех православных христиан, просит Господа дать утро и день видеть в радовании, оставить им грехи, даровать искреннюю веру, твердую надежду и нелицемерную любовь, благословить все их дела, слова и помышления и удостоить Царства небесного (рис. 236, л. 60).