«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение даждь. Из опасения (как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), нам удобнее бы хранить молчание, как дело безопасное: и по любви к Тебе, дева, составлять песни с большим старанием сложенные, нелегко: но Ты, Матерь, Сама даруй нам и силу, по нашему усердию. Причастен: "Избавление посла Господь людем своим".

Торжество Праздника Рождества Христова в русской Церкви увеличивается воспоминанием избавления России и Церкви от нашествия галлов и с ними двадесяти языков в 1812 г. (См. рис. 91 л. 21). Поэтому после Литургии бывает особенный благодарственный молебен, на котором провозглашается многолетие Государю и всему Царствующему Дому и вечная память императору Александру I.

В праздник Рождества Христова священнослужители славят рожденного Спасителя в домах своих прихожан. Обычай этот напоминает Ангелов, возвестивших пастырям о рождении Спасителя и самих пастырей, поклонившихся родившемуся Господу. "Славленье" состоит в пении тропаря, кондака и, иногда, следующей стихиры, которая поется в церкви на всенощной после Евангелия:

Слава в вышних Богу и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно с Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго благолепно славословят: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

126. Богослужение Крещения Господня

Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание Крещения Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Начало раздельного от Рождества Христова празднования праздника Крещения относится ко второй половине IV века. Состав богослужения праздника Крещения тот же, что и в праздник Рождества Христова, а именно: в навечерие совершаются Царские часы, Литургия соединяется с Вечернею; в самый праздник Всенощное бдение начинается Великим повечерием.

В стихирах на праздник Крещения Господня, с одной стороны, делается художественный пересказ истории Крещения (разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и первоначальный отказ последнего крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа). С другой стороны, поясняется внутреннее значение праздника: Господь принял водное Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради "перерождения" людей; Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные учреждения; восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и наконец, современное Крещение дарует благодать Божию и вода освящена Господом.

Тропарь:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,| Троическое явися поклонение: | Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,| возлюбленнаго Тя Сына именуя,| и Дух в виде голубине,| извествоваше словесе утверждение. Являйся, Христе Боже | и мир просвещей, слава Тебе. Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал и Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак:

Явился еси днесь вселенней,| и свет Твой, Господи, знаменася на нас,| в разуме поющих Тя: | пришел еси и явился еси,| Свет Неприступный.| Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: "Свет неприступный, Ты пришел и явился нам". В каноне излагается история Крещения Господня со всеми чудесными явлениями, ознаменовавшими вступление Иисуса Христа в общественное служение роду человеческому. Проводится еще мысль, что Сам Господь не нуждался в очищении, а крестился для того, чтобы очистить нас от грехов, открыть миру Свое Божественное достоинство и просветить всех людей светом истинного Богопознания. Относительно внутреннего значения Крещения говорится, что Иисус Христос, принявший с плотью человеческой все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается плотью Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха, разрушитель всеобщего проклятия и победитель смерти; в крещении своем Он как бы потопляет греховность нашего растленного естества, поражает нашего исконного врага дьявола в самих убежищах его сокровенной бездны. Вообще в каноне говорится, что Крещение Спасителя является настолько же спасительным всему роду человеческому, насколько спасительно установленное Им таинство Крещения для каждого человека в отдельности.

В прокимне говорится о явлении Господа на земле: "Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам".

В Апостоле (Тит. 2:11-14, 3:4-7) говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения.

В Евангелии (Мф. 3:13-17) повествуется о крещении Спасителя от Иоанна Предтечи.