«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

135. Молитва о матери

Материнские заботы Церкви о ее членах простираются на все важные случаи жизни человека, начиная с его рождения и кончая смертью. Когда, напр. рождается младенец, он встречается в доброй христианской семье, как Божье благословение. От лица всего христианского общества священник в доме новорожденного благодарит Господа, что Он сохранил мать во время рождения, просит исцелить ее от болезни, даровать ей крепость сил и скорое "возстание", а также оградить Своим небесным заступлением рожденного ею младенца и сподобить его поклониться земному храму. Большею частью вместе с молитвою о матери нарекается имя ребенку в честь какого-нибудь христианского Святого, чтобы в своей жизни он подражал богоугодной жизни этого лица. (По Уставу церковному имя дается ребенку в церкви на 8 день по рождении). После наречения имени священник благословляет младенца и просит Господа, чтобы свет Божественного учения всегда просвещал душу новорожденного, и крестные страдания Сына Божия всегда были памятны его сердцу, чтобы новорожденный соединился с Церковью, никогда не отрекался от веры во Христа и, поживши на земле по заповедям Божиим, сохранивши "нерушимой печать своего звания", удостоился бы наследовать блаженство в небесном Царстве Господа.

136. Крещение и Миропомазание

Таинство Крещения состоит в том, что верующий и желающий креститься человек погружается три раза в воду с произнесением слов: "Крещается раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь". На крещающегося сходит Дух Святой, прощаются ему все грехи (и прежде всего грех прародительский), и крещаемый, точно вновь родившийся, начинает жить святою жизнью. При крещении младенцев родные или восприемники поручаются, что крещаемый научится верить и сохранять веру.

Чин крещения начинается тем, что священник трижды производит дуновение на крещаемого, полагает руку на главу его и просит Бога отогнать от крещаемого "ветхую прелесть", подать ему сознание того, что Он один есть Истинный Бог и Св. Дух, и написать его в книге живота и присоединить к стаду наследия, т.е. к Церкви. Это называется оглашением. После оглашения следуют 4 молитвы заклинания или запрещения. В этих молитвах священник именем Господа Творца мира, Всемогущего Промыслителя и Грозного Судии, высказывает требование, чтобы злой ангел отступил от желающего креститься и не склонял его ко злу. По окончании 4 молитвы заклинания оглашаемый вместе с восприемниками обращается лицом к западу (запад — олицетворение тьмы, духа зла), а священник спрашивает трижды: "Отрекаешься ли сатаны и всякого служения ему" (Отрицаешилися сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его"). Крещаемый отвечает: "Отрекаюсь". После священник три раза спрашивает: "Отрекся ли?" "Отрекохся". Священник предлагает оглашаемому выразить свое отвращение от всякого зла наглядным образом: дунуть и плюнуть на запад. Этими действиями оглашаемый показывает, что он готов разорвать связь с прежней греховной жизнью. Обращаясь к востоку, он вступает в жизнь светлую, в жизнь святую. Священник спрашивает: "Сочетаваешилися Христу?" (соединяешься ли со Христом) — "Сочетался ли Христу". Желающий креститься заявляет о своей искренней готовности соединяться со Христом: "Сочетаваюся", "Сочетахся". В доказательство этой готовности будущий христианин произносит Символ Веры. При крещении младенцев Символ Веры читают восприемники. Затем читается молитва, чтобы Господь удостоил оглашенного великой благодати Святого Крещения, и начинается само Крещение. Священник надевает фелонь и начинает службу возгласом: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа"… Затем следует Великая ектения с прошениями, чтобы благодать Св. Духа снизошла в воду и сделала ее способною отгонять от крещаемого видимых и невидимых врагов, а сам крещаемый сделался наследником вечных благ и сохранил чистоту души до Страшного Суда Божия.

Священник читает водосвятную молитву, начинающуюся словами: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих". Далее в этой молитве говорится, что Господь сотворил все видимое и невидимое и не покинул согрешившего человека: Сын Божий сошел на землю для спасения людей и, живя на земле, освятил воду Своим крещением в Иордане. Поэтому священник просит Господа, чтобы Он и ныне освятил эту воду Духом Своим Святым и сделал ее средством для отгнания всего враждебного человеку, для освящения, исцеления и обновления. Произнося слова молитвы: "Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся супротивныя силы", священник дует на воду, погружает руку в нее и делает крест. После молитвы освящения воды священник помазует воду св. елеем, а также помазывает чело, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки, ноги крещаемого — для освящения мыслей, желаний и действий человека. При помазании елеем произносятся следующие слова: "Помазуется раб Божий (или раба Божия… имя рек) елеем радования, во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь". Помазание елеем напоминает крещаемому, что он должен быть искусным борцом или воином в Церкви Христовой, и что он, как дикая ветвь, прививается к плодоносной маслине – к Иисусу Христу.

После такого приготовления совершается и самое таинство Крещения, наступает самый важный момент, момент троекратного погружения в воду с произнесением слов: "Крещается раб Божий (или раба Божия… имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь" (рис. 244, л. 63). Погружение в воду напоминает человеку, что он умер для греха, появление на поверхности воды означает воскресение человека для жизни святой, духовной, вместе с Иисусом Христом. После погружения читается 31 псалом ("Блаженни, их же оставишася беззакония"…), в котором говорится о блаженстве людей, очистившихся от греха. Затем крещаемому одевается белая одежда в знак чистоты души. Возлагается также крест, чтобы всегда напоминать ему о христианских обязанностях. При облачении поется тропарь: "Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш".

В следующей затем молитве священник просит Господа даровать крещенному дар Св. Духа и Божественное освящение в животворящем помазании, сохранить его в святости, утвердить в православной вере, избавить от лукавого и всех действий его, чтобы этот человек, благоугождая Богу во всяком деле и слове, сделался сыном и наследником небесного царствия. После этой молитвы совершается второе таинство, таинство Миропомазания. Священник крестообразно помазывает Св. Миром лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки, ноги, произнося слова: "Печать дара Духа Святаго. Аминь". Слово печать значит, что крестившийся становится принадлежностью или собственностью Св. Духа, который "отпечатался" и осенил крещаемого и готов помогать человеку в мыслях, чувствах, желаниях, словах и делах, если только сам человек будет достоин Божественной помощи. После помазания Св. Миром священник, крещенный и его восприемники обходят вокруг купели три раза во имя Св. Троицы с пением: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа". Этим троекратным круговым хождением указывается на непрерывный союз новокрещенного со всеми Лицами Св. Троицы.

После обхождения купели читается Апостол (Римл. 6:3-11), в котором говорится о теснейшем соединении нашем со Христом; говорится, что если мы уподобились Ему смертию в погружении и умерли для грехов, то должны сделаться подобными Ему и в воскресении, живя только для исполнения Его Святой воли. В Евангелии (Мф. 28:16-20) говорится о повелении Иисуса Христа Апостолам перед Вознесением на небо идти учить все народы, соблюдать заповеди Господни и крестить их во имя Отца и Сына и Св. Духа. После чтения Евангелия совершается омовение и отирание Св. Мира, при этом священник говорит новопросвещенному, что он оправдался, просветился, освятился в Крещении и Миропомазании. Перед пострижением волос священник читает молитвы, в которых выражается готовность человека жертвовать всем Богу. Пострижение волос служит выражением покорности человека Богу. Священник в молитве на "пострижение волос" просит Господа, чтобы Его Божественное благословение снизошло на крещенного, и он, возрастая, достиг старости и во все дни своей жизни видел все доброе. Затем читается сугубая ектения: "О милости, жизни, мире, здравии, спасении и посещении рабов Божиих": крещенного и восприемников, и бывает отпуст.

137. Схема Крещения

1. Оглашение.