«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Обошедши три раза вокруг аналоя, священник снова ставит новобрачных перед аналоем, снимает с них венцы и приветствует их напутствием на жизненный путь словами: "Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия". Обращаясь к невесте, священник говорит: "и ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог".

После благословения на жизненный путь новобрачных бывает отпуст, и исполняется существующий обычай совершать молебствие Господу Богу.

143. Таинство Елеосвящения

Елеосвящение есть таинство, в котором при семикратном помазании освященным елеем больного человека (а иногда и здорового) призывается на него благодать БожИя, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это Таинство имеет целью возбудить веру больных и окружающих родных и знакомых, которая привела бы исцеляющую благодать Св. Духа. Елеосвящение соединяется с Таинством покаяния и сопровождается разрешением грехов. Для совершения Таинства Елеосвящения ставится стол, на столе полагается Св. Крест с Евангелием и блюдо с пшеницею, в которую водружается 7 свечей, во образ семи Даров Св. Духа, и 7 стручков, обернутых на концах хлопчатою бумагой или ватой для помазания; наконец, в пшеницу же ставится сосуд с елеем и вином. "Пшеница" служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, Св. Церковь как бы говорит, что как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни и оно может дать в свое время росток, так и в иссохшем от болезни теле есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле, или после всеобщего суда и воскресения. Елей бывает соединен с вином, потому что благодетельный самарянин врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом с вином (Луки 10:34).

Чин богослужения этого таинства совершается следующим образом. После начальных молитв поется канон, выражающий в трогательных песнопениях просьбу больного и окружающих о выздоровлении. Затем в ектении возносится моление об освящении елея и исцелении болящего силою Св. Духа. В семи Апостольских и Евангельских чтениях говорится о чудесных исцелениях, какие совершались руками Спасителя и Его учеников, равно и о могуществе веры в Господа и любви к ближнему. После Евангелия совершается помазание освященным елеем, смешанным, как сказано выше, с вином, различных частей тела болящего. Во время помазания священник читает молитву к Богу Отцу: "Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба твоего (имя рек) от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего", молитвами "Пресвятыя Владычицы" и др. (перечисляемых Святых). После седьмого помазания кладется раскрытое Св. Евангелие письменами на голову больного и над ним читается разрешительная молитва. Таким образом, болящий получает в таинстве Елеосвящения прощение от грехов и, если Господу угодно, и исцеление от болезни.

Важное значение в этом таинстве имеет "седмеричное число": его (таинство) совершают 7 священников, хотя без ущерба для силы таинства оно может совершаться и одним священником, читается 7 Евангелий, 7 посланий Апостольских, приспособленных к таинству, и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезни, для помазания берутся 7 стручков и 7 раз помазуют больного. Так как при помазании елеем больного может быть несколько священников, то таинство Елеосвящения называется еще "соборованием".

144. Таинство Священства

Уяснив значение божественной благодати для истинно-христианской жизни, преподаваемой в Таинствах Церкви, познакомимся, наконец, и с тем Таинством, которое служит источником других Таинств и которое низводит божественную благодать на совершителей Таинств Православной Церкви, т.е. на лиц Церковной Иерархии. Таким Таинством и является Таинство Священства, в котором Дух Святой правильно избранного через святительское (т.е. епископское) рукоположение поставляет для совершения Таинств и наставления людей в вере и благочестии. Таинство это установлено Самим Иисусом Христом, который, избрав Апостолов из числа многих слушателей Его учения (Ев. Луки 6:13; Иоан. 16:16; 17:12; Матф. 18:18; 28:19), дал им власть учить и совершать Таинства и, по вознесении, ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1:8; 2:4). С тех пор зажженный огонь благодати Св. Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи иерархических лиц со святыми Апостолами служит рукоположение, употребляемое для низведения на посвящаемых лиц благодати Св. Духа. Сообразно с тремя степенями церковной иерархии, Таинство Священства существует в трех видах: для рукоположения епископов, священников и диаконов. Наиболее сложным и торжественным является рукоположение во Епископа. Оно распадается на три момента: наречение, рукоположение и введение епископа в Церковное Общество.

По избрании кандидата во епископа Св. Синодом происходит наречение его во епископа.

Наречение состоит в том, что в присутствии членов Св. Синода и Обер-Прокурора Св. Синода в синодальном здании после пения тропаря и кондака в честь Св. Духа: "Благословен еси, Христе Боже наш"… и краткой ектении; (ектению и возглас произносит Первоприсутствующий иерарх; остальные епископы поют), обер-секретарь читает избранному в епископа указ об его избрании. Избранный на объявление отвечает: "благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю", и, сказав затем речь, принимает от иерархов благословение. Многолетием нареченному заканчивается обряд наречения. В ближайший праздничный день происходит хиротония.

Перед окончанием Часов архиереи, долженствующие посвятить нареченного, выходят из алтаря в полном облачении и садятся на седалища среди храма на амвоне. Затем выходит из алтаря нареченный в сопровождении протоиерея и протодиакона, и становится между солеею и архиерейском амвоном на коврике (орлеце). Тут на вопрос первенствующего архиерея: "чесо ради пришел еси, чесо просивши, и како веруюши", — нареченный отвечает: "хиротонии архиерейские благодати ищу" и читает Символ Веры. После второго вопроса: "како исповедуеши вочеловечение Христово", подробно излагает исповедание веры и, после 3 вопроса, обещает с своей стороны всегдашнюю, неизменную верность Св. православной Церкви и Императору. Затем принимает от иерархов благословение и, после многолетия Государю, Св. Синоду и Новоизбранному, возвращается в алтарь.

Начинается архиерейская Литургия. После малого входа все архиереи с амвона входят в алтарь. Тогда нареченный подводится протоиереем и протодиаконом через северные двери к Царским вратам и здесь, принятый архиереями, преклоняет колена перед Престолом и полагает на него руки и голову, свидетельствуя тем полную покорность свою воле Божией. В это время архиереи возлагают на голову его письменами открытое Евангелие, чтоб внушить ему, что Господь зовет его на проповедь Евангелия, и потому он должен вполне знать евангельские истины, и, по возложении на голову его архиерейских рук, первенствующий архиерей читает молитву: