«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По окончании молитв архиерей дает новопоставляемому с возглашением: "?????", принадлежности священнического сана: епитрахиль, пояс, ризу и служебник. По облачении новопоставленного все пресвитеры дают ему братское лобзание. По освящении Св. Даров архиерей дает новопосвященному часть Тела Христова со словами: "Приими залог сей и сохрани его цел". Как хранитель и раздаятель Христовых таинств новопосвященный благоговейно держит эту часть в своих руках у Престола до времени Причащения.

Заамвонную молитву читает вновь посвященный, и этим делается вступление в священническое служение.

Рукоположение во диакона сходно с рукоположением во священника. Главное отличие состоит в том, что: он посвящается не до освящения Даров, как священник, а по освящении, потому что он только служит при совершении таинств, а не совершает их; его обводит вокруг Престола не архимандрит или протоиерей, а протодиакон; пред Престолом он преклоняет не два, а одно колено в знак легчайшего бремени диаконского служения в сравнении с пресвитерским. Первый раз диакон произносит благодарственную ектению перед заамвонной молитвой ("Прости приимше").

145. Молебны

Св. Церковь, как Матерь, принявшая нас под свое попечение в таинстве св. Крещения, заботится о нас во всю нашу жизнь. На каждый случай нашей жизни мы находим отклик в церковных молитвах и песнопениях. Так, например, в св. Церкви существуют молебны и молитвы на такие случаи: начало Нового года, начало и окончание учения, молебны во время войны, при освящении плодов, постройки дома, вырытия колодца, по случаю освящения воды, болезни, бездождия или продолжительного дождя, наводнения, отправления в путь или возвращения, о находящихся в плену, в темнице, во вражде. Такими благословениями св. Церковь освящает всю нашу жизнь, желая воспитать в нас преданность воле Божией.

Молебные пения бывают с каноном или без канона. Молебны без канона начинаются великою ектенией с обозначением в прошениях обстоятельств, по которым совершается молебен. После ектении поется "Бог Господь" и тропарь, соответствующий своим содержанием потребности молящихся. Затем следует Апостол и Евангелие, сугубая ектения с повторением в более усиленной форме прошений о нуждах, тропарь и кондак дня, и молитва с коленопреклонением или без коленопреклонения.

Молебны с каноном совершаются так: поле начальных молитв поется: "Бог Господь" и тропарь Господу Иисусу, Божией Матери или Святым. После тропаря следуют ирмосы канона и разные запевы, напр. "Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе", или "Пресвятая Богородице, спаси нас", или "Святителю, отче Николае, моли Бога о нас" и др. и читаются тропари каждой песни канона. По 3 песни произносится краткая сугубая ектения о здравии молящихся; по 6 песни — малая ектения (иногда здесь вставляется акафист). Далее читается соответствующее Евангелие. По 9 песни произносится краткая сугубая ектения о "мире, благоденствии и изобилии плодов земных для всех христиан", тропарь, кондак, молитва и отпуст. Впрочем, в молебнах с канонами в современной практике большею частью пропускаются ирмосы и тропари, а поются одни припевы.

Кроме молебнов с канонами и без канонов существуют еще царские молебны, совершаемые после Литургии в царские дни. На царских молебнах, помимо ектений (великой и сугубой), бывает пение: "Бог Господь", тропарь, кондак, чтение Апостола и Евангелия и коленопреклоненная молитва о здравии и благоденствии Государя Императора и Его Августейшего Семейства и других Членов Царствующего Дома. В конце молебна провозглашается "многолетие".

Порядок молебнов с ектениями и молитвами содержится в книге "Молебных пений".

146. Погребение

Когда человек приближается к смерти, св. Церковь особыми молитвами напутствует его в вечную жизнь. Над умирающим читается "отходная", или умилительный канон Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. В этом каноне, как бы от лица умирающего, выражается раскаяние во грехах, боязнь гнева Божия и просьба о помиловании ради молитв Пречистой Матери, а также просьба об упокоении в Царстве небесном. По смерти христианина обмывают его тело, надевают на него длинную белую одежду, или "саван", в знак чистоты души истинного христианина, или же одевают одежду, соответствующую его званию. На лоб умершего полагают "венчик" с изображением Иисуса Христа, Его Предтечи и Божией Матери. Этот венчик означает надежду умершего на приобретение венца небесного, а также то, что на земле он был борцом за правду Христову. На грудь умершего полагается икона Спасителя в знак того, что он умер в вере в Господа Иисуса Христа. Тело умершего полагается во гроб и накрывается покровом. Затем начинается чтение псалтири для утешения присутствующих и для побуждения их к молитве за усопшего, в которой он особенно нуждается. Через трое суток тело умершего предается погребению. Перед выносом тела в церковь совершается "лития", сокращенное моление об упокоении души в небесном Царствии. Когда выносится гроб, поется ангельская песнь: "Святый Боже" в знак того, что умерший отходит туда, где живут ангелы, чтобы вместе с ними воспевать Творца вселенной. Окружающие стоят в это время со свечами в доказательство того, что умерший отходит к Вечному Свету, Иисусу Христу. По принесении во храм, гроб ставится посредине храма, лицом к алтарю, а по сторонам ставятся четыре зажженных свечи. Служится Литургия, за которой приносится Бескровная Жертва о прощении грехов и почившего. После Литургии начинается "отпевание". Поются псалмы Давида (90, 118), в которых говорится о счастье души, жившей по заповедям Божиим и с надеждой на милость Божию. А затем новозаветные стихи с припевом: "Благословен еси Господи".

* Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим.|