«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

* И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех.| Ею же род человеческий обрете спасение,| Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная. Аллилуиа (3 р.).

Вслед за этими тропарями поется погребальный канон: во всех песнях его заключается молитва верующих к мученикам о ходатайстве перед Богом за умершего и земная жизнь изображается под видом бурного моря, а смерть христианина — в виде тихого пристанища. Священнослужители, родные и знакомые, стоя около гроба со свечами в руках, молят Господа упокоить душу умершего со Святыми в Царстве небесном:

"Со Святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная".

В следующих восьми стихирах, которые называются "самогласными", снова выражается вся ничтожность человеческой жизни, в которой нет искренней радости, нет прочной славы: все в ней исчезает в одно мгновение, когда приходит смерть.

1-ая стихира: Как житейская сладость пребывает печали непричастна?| кая ли слава стоит на земле непреложна;| Вся сени немощнейша,| вся соний прелестнейша: | единем мгновением, и сия вся смерть приемлет.| Но во свете Христе лица Твоего | и в наслаждении Твоея красоты,| его же избрал еси, упокой,| яко Человеколюбец.|

4-ая стихира: Где есть мирское пристрастие,| Где есть привременных мечтание?| где есть злато и сребро?| где есть рабов множество? и молва?| вся персть, вся пепел, вся сень.| Но приидите возопием Безсмертному Царю: | Господи вечных Твоих благ сподоби преставльшагося от нас,| упокояя его в нестареющемся блаженстве Твоем.|

8-ая стихира: Плачу и рыдаю,| егда помышляю смерть,| и вижду во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту,| безобразну, безславну,| неимущую вида.| О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?| како предахомся тлению?| как сопрягахомся смерти? — воистину Бога повелением,| якоже писано есть,| подающаго преставльшемуся упокоение.

За "самогласными" следует чтение Апостола (1 Фессал. 4:13-17) и Евангелия (Иоанна 5:24-30), в которых излагается учение Спасителя о воскресении мертвых. Прочитав Евангелие, священник произносит разрешительную молитву, где содержится, с одной стороны, ходатайство Церкви перед Богом о прощении согрешений умершего 153, в которых он "сердцем сокрушенным покаялся" и которые за "немощь естества забвению предаде", а с другой стороны, разрешаются клятвы и запрещения, которыми умерший при жизни был связан за свои грехи, но которые при жизни не были разрешены.

После чтения этой молитвы священник вкладывает в руки покойника лист с написанною на нем молитвою, и этим показывает, что молитва и разрешение церкви будут иметь большое значение для умершего, когда он предстанет перед Высшим Судией, как знаки того, что умерший находится в общении с Церковью. После этого начинается пение трогательных стихир, в которых Церковь, как бы от лица умершего, просит всех окружающих не забывать его в своих молитвах пред Господом. Последняя стихира читается так:

Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща,| восплачите о мне, братие и друзи и сродницы и знаемии: | вчерашний бо день беседовах с вами | и внезапу найде на мя страшный час смертный…| к Судии бо отхожу…| прошу всех и молю непрестанно о мне молитеся Христу Богу,| да не низведен буду по грехом моим на место мучения,| но да вчинит мя, идеже Свет Животный".|

В это время присутствующие в последний раз целуют умершего, прощаются с ним, показывая этим любовь к умершему и согласие молиться за него. По окончании прощания с умершим возглашается: "Вечная память". После отпевания гроб умершего несут к могиле. Еще раз совершается моление о спасении души умершего. Священник берет горсть земли и крестообразно посыпает ею тело умершего, говоря: "Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее): вселенная и вси живущии на ней".

Певчие поют: "Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе упокой", и гроб опускается в могилу лицом к востоку, как бы в знак того, что умерший идет к восходу, т.е. к началу новой жизни.

147. Панихида