«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

42 Происх. от слова ????????? (от гл. ???????, веду) = игуменос, руководствующий, начальствующий, т.е. начальник над монахами.

43 Слово протодиакон происходит от слова ?????? = протос, первый + диакон, т.е. первый между диаконами, а архидиакон – от слова ??????? = архэос, древний, т.е. старейший между диаконами. Они бывают в главных монастырях, Лаврах, а также при митрополитах.

44 В церковном уставе пономарь называется словом "параэкклисиарх" и "кандиловжигатель".

45 Происх. от слова ??? = Эпи, на и ???????? = трахилос, шея, "выя" (значит "навыйник").

46 Происх. от слова ???? = омос, плечо + ???? = феро, несу (одежда, носимая на плечах, "нарамник").

47 Происх. от слова ?????? = митроо, связываю – значит повязка или венец.

48 Скуфья происходит от слова ?????? = скифос, чаша, т.е. покров, похожий на чашу. Камилавка происходит от названия того материала ("камлота"), из которого раньше в Греции она делалась и который вырабатывался из шейной шерсти верблюда (??????? = верблюд + ????? = шея).

49 Несоответствие в счете (разница около 6 часов) объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра соответствует нашему 7 ч. и т.д.

50 Относительно времени возникновения будничных седмичных воспоминаний исследователи установили, что почитание среды и пятницы ведет свое начало от первого века; о прочих днях полагают, что почитание субботы установилось в IV веке; воспоминание же понедельника, вторника и четверга более позднего происхождения. При этом предполагают, что седмичное почитание Св. Иоанна Предтечи, Апостолов и Николая Чудотворца было сначала местным в каком-нибудь монастыре и стояло в тесной связи с обычаем древности – один день недели посвящать памяти своего небесного Покровителя, во имя которого создан храм или обитель. Однако, седмичное молитвенное воспоминание об этих священных лицах из местного превратилось в общецерковное вследствие особенного значения этих лиц в истории Церкви Христовой и близости их к Иисусу Христу.

51 Время от времени молитвы "обычного начала" повторяются и в середине служб с той целью, чтобы снова привлечь внимание молящихся к этим древнейшим молитвам и содержащимся в них главнейшим истинам нашей веры.

52 Ектения происх. от глагола ?????? = эктино, протягиваю, или от греч. наречия ??????? = эктенос, усердно.

53 В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и являются, между прочим, слова "Господи помилуй", следующие за возглашениями дьякона.

54 По древн. толкованию под "труждающимися" разумелись лица, добровольно или по обязанности погребавшие мучеников, безродных или бедных.

55 Тайных молитв особенно много в составе литургии (ср. § 76).