«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В первом ярусе на Царских вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов (см. рис. 94 — 97, л. 22); на боковых дверях — икона Архангела или одного из архидиаконов. По сторонам Царских врат: справа — образ Спасителя и храмового праздника, а слева — Божией Матери и особо чтимого святого.

Во втором ярусе над Царскими вратами Тайная Вечеря, а по сторонам — иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе над Тайной Вечерей икона "Деисис" 17 или моление, а по сторонам иконы Св. Апостолов.

В четвертом ярусе (над "Деисисом") Матерь Божия с Предвечным Младенцем, а по сторонам иконы ветхозаветных праведников — Св. пророков и патриархов.

В пятом ярусе — Бог Саваоф с Божественным Сыном, а по сторонам иконы новозаветных праведников.

На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и Св. Иоанном Богословом.

В иконостасе трое дверей, ведущих в алтарь. Средние двери называются — Царскими, а боковые — северными и южными. Алтарем храмы обыкновенно обращаются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к "Востоку свыше", т.е. Христу.

Алтарь 18 составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания — снимать оружие. Главнейшие предметы в алтаре: Св. Престол, Жертвенник и Горнее место.

30. Престол и его принадлежности

Св. Престолом называется стол, находящийся в алтаре против Царских врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Владыка Церкви. Престол большею частью делается из дерева, но иногда бывает сделан из мрамора, золота или серебра. В Престол полагается в особом ковчежце частица Св. мощей в память обычая совершать Евхаристию 19 во время гонений в катакомбах и даже после прекращения гонений, на гробах мучеников, и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Апок. 6:9). Св. Престол покрывается двумя одеждами. Нижняя одежда — льняная, называемая "катасаркием" или срачицей (сорочкой), напоминающая погребальные пелены Иисуса Христа, и верхняя — парчовая, называемая "индитионом" и напоминающая собою торжественное одеяние Господа, как Царя Славы. На Престоле находятся следующие священные предметы (рис. 126, л. 33):

"Антиминс" — шелковый платок со Св. мощами, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб, четыре Евангелиста и орудия страданий Спасителя 20 (рис. № 130, л. 33). Антиминс завертывается в особый плат — Илитон (от греч. глагола ????? = илэо = свертываю). Илитон возник от обычая христиан во время гонений приносить платки (скатерти) для сбора и покрытия приносимых для Св. Евхаристии веществ в случае внезапного нападения язычников. Однако, употребление антиминса и илитона осталось и после окончания гонений и им придано символическое значение погребальных пелен Иисуса Христа.

По церковным правилам Престол должен быть освящен архиереем, но архиерею не всегда бывает возможно это сделать, посему вместо Престола архиереем непременно освящается антиминс, в знак чего на антиминсе делается собственноручная подпись архиерея. Антиминс, освященный архиереем, свидетельствует о том, что богослужение в храме совершается с ведома и разрешения епископа.

Над Престолом в древности устраивалась иногда, как устраивается иногда и теперь, сень в виде шатра, называемая "киворием".