Kniga Nr1006

Видите, как важно это предостережение святого апостола Петра спасаться от рода прелюбодейного и грешного, но еще более важна эта задача в отношении ваших бедных детей, которые подвергаются ежедневно духовной заразе. Надлежит беречь всеми силами детей от развращенности, беречь от общения с теми развращенными детьми, которые учат их всем порокам, учат греху непослушания и непочтительности. Надо беречь их от отравы сладострастных романов, которые они так любят читать. Вырывайте из рук их эти ядовитые книги, не позволяйте им осквернять молодые сердца этими греховными мерзостями, этой нечистотой.

Видите, как глубоко это слово святого Петра: «Спасайтесь от рода сего развращенного». Я говорю, что род человеческий делится на две половины: на добрых и злых, на благочестивых и нечестивых. Кто же стоит в первых рядах людей благочестивых и добрых? Прежде всего стоят мученики, которых так возлюбил Бог, которые преклонялись пред святой правдой Евангелия. Так возлюбили они Христа, что жизни своей не пожалели, когда требовалось отречение от веры христианской, сознательно шли они на такие страшные муки, которые неописуемы, нет силы рассказать о них.

В числе тех средств, которыми можно сохранить себя в христианской чистоте и спасаться от рода сего развращенного, на видном месте стоит чтение житий святых, если мы читаем их изо дня в день. Это чтение так любил прежде русский народ, что в каждом доме были книги житий святых. О, если бы могли мы и теперь из этих житий напояться той глубокой верой и любовью ко Христу, бесконечным благоговением перед Богом, о котором читаем в них, и насыщались бы мы этой святой пищей. Видели бы бесчисленное множество примеров того, как жили люди святые, и ими могли бы руководствоваться в жизни своей. Но трудно это в наше время: мы почти полностью лишились житий святых, которых так бесчисленно много было раньше. Теперь лишь у немногих встретите эти жития. Если сохранились они у кого-либо из вас, не считайте их только своим достоянием: собирайте близких своих, тех, кто молится вместе с вами в этом храме, собирайте у себя и читайте вслух жития.

Одна из важнейших задач священников — ознакомить вас с житиями святых. Вы все должны ясно помнить и подробно знать, как мучим был святой Георгий Победоносец, память которого мы ныне празднуем; должны знать, как жил он и пострадал за Христа. Пусть пастыри учат вас этому. Если некоторым из пастырей не дано дара слова, чтобы они могли проповедовать с силою многою, то пусть хотя бы читают вам вслух жития святых. Тогда вы будете напояться этим сладким питием.

А ныне помолимся святому Великомученику Георгию, да поможет он святыми молитвами своими в вашей непрестанной борьбе с родом сим развращенным и грешным. Аминь.

О настроении учеников Иоанна Крестителя и самого Предтечи

8 мая 1948 г. Суббота Светлой недели

«Пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил " (Ин. 3, 22). Он не Сам крестил, крестили ученики Его. «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему " (Ин. 3, 23–26).

О чем они спорили? Точно не сказано в Священном Писании, но нетрудно догадаться из тех слов, которые последовали. Иудеи, крестившиеся у учеников Иисусовых, говорили об этом ученикам Иоанновым, и возник у них спор, спор о том, какое крещение более важно, более свято. Об этом заключаем мы из тех слов, с которыми обратились ученики Иоанновы к своему учителю: «Тот, о Ком ты свидетельствовал, вот Он крестит и все идут к Нему».

Почему они сказали, что все идут к Нему? Ведь многие шли и к Иоанну и от него принимали крещение. Это преувеличение в словах: они были так взволнованы тем, что крестит не один их любимый учитель, что им казалось, будто все пошли к Иисусу, все ушли от Иоанна.

Слова учеников Иоанновых дышали ревностью о славе его и завистью к Иисусу, Который привлекал всё больше и больше учеников. Это ревнивое и завистливое чувство учеников Иоанновых явно сказалось в словах их, обращенных к Иоанну.

А как ответил им Иоанн? Сам он разве был причастен к такому чувству ревности и зависти? О нет, совсем нет: он был неизмеримо выше своих учеников и ответил им словами, полными глубокого смирения. Он сказал: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин. 3, 27).