преподобный Максим Грек-ДВА СЛОВА ПРОТИВ МАГОМЕТА-Слово обличительное против агарянского заблуждения и-против

Господь наш Иисус Христос, как сказано в Святом Евангелии, когда учил учеников Своих и утверждал их, а чрез них и всех верующих, в Своей вере и любви, и был спрошен ими: «рцы нам, когда сия будут; и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века» (Мф.24:3), – тогда Он, предсказав им, какия беды и нестроения постигнут человечество прежде страшного пришествия Его и кончины века сего, присовокупил, говоря: «и тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга: и мнози лжепророцы востанут и прельстят многия» (Мф.24:10–11). Этим Владыка указал на начальников различных появившихся в церкви Его ересей, каковы были: Симон волхв, Маркион, Манент, Ориген, Арий, Македоний, Несторий, Сергий и богомерзкие иконоборцы; все они различным способом причиняли беды и страдания соборной Церкви Христовой и безчисленное множество православных отвлекли в свои ереси. Затем присовоку­пил, говоря: и «проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина» (Мф.24:14). Для чего же «проповестся во свидетельство?» – Чтобы услышавшие и уверовавшие спаслись, а не уверовавшие были бы осуждены праведным судом, как не имеющие никакого оправдания своего неверия. А что Евангелие царствия Божия давно уже проповедано по всей вселенной, – достоверный свидетель тому божественный апостол Павел, который говорит о прочих апостолах к осуждению неверующих иудеев: «но глаголю: еда не слышаша?» Нет, слышали, ибо «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим.10:18), то есть апостолов Христовых. Затем, после того, как предсказал им будущее омрачение светил, падение звезд и что силы небесные подвигнутся, – представляет им время кончины века и Своего пришествия приточным примером, говоря: «от смоковницы же научитеся притчи», то есть, научитесь тому, что я ныне говорю вам гадательно: «егда уже ваия ея будут млада (мягки) «и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда увидите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех», то есть, кончина века. Говоря о смоковнице, Владыка, как мне представляется, разумеет не это чувственное плодоносное дерево; ибо ветви этого дерева в течете всего лета бывают мягки, приносят плод и произрастают лист. Но смоковницею таинственно Он называет распространившуюся по всей вселенной святую соборную и апостольскую Церковь Свою; плодоносною же ветвию – учительное слово, или евангельскую проповедь, которою находящиеся повсюду благочестивые просвещаются и научаются от предстоятелей Церкви Христовой – архиереев, посредством чего эта мысленная смоковница становится плодоносною своему небесному Садоделателю и за то приемлет всегда духовное благословение свыше и постоянно преуспевает на лучшее. Если же ветвь эта будет мягка, то есть, учительное слово не будет иметь твердости и неуклонности не взирая на лица, по слову божественного апостола, который говорит: «обличи, запрети, умоли, настой благовремение и безвременне, дело благовестника сотвори» (2 Тим.4:2, 5): то ветви ея будут произращать одни только листья, то есть, будет безплодие благих дел, правильнее же сказать, презрение и преслушание евангельских Божиих заповедей, по причине полного небрежения пастырей, и не будет принимать свыше благословения духовного, а напротив, услышит: «посецы ю, векую и землю упражняет» (Лк.13:7), также: «да николиже от тебе плода будет во веки» (Мф.21:19). В какое же другое время ветвь этой таинственной божественной смоковницы была более мягка и более произрастала листвие, чем теперь, когда нет никого прилежно учащего и вразумляющего безчинных, утешающего малодушных, заступающего немощных и заботящегося о них, нет никого, кто обличал бы противящихся слову благочестия, кто запретил бы безстыдникам, кто обратил бы заблудших от истины и честного жительства христианского; нет никого, кто бы ради совершенного смиренномудрия уклонился от священнических санов, или кто бы поискал этих санов по божественной ревности, чтобы исправить людей беззаконнующих безчинствующих. А напротив, найдешь ныне много дерзающих на это. Все готовы купить эти саны, чтобы пожить всегда в отраде, в славе и во всяком покое. Нынешнему времени наиболее приличествует божественное изречение: «вси уклонишася», то есть, уклонились от спасительного пути евангельских заповедей и апостольских и отеческих преданий, «вкупе непотребни быша» (Пс.52:4), то есть соделались непотребными и по жизни, и по словам, и по делам. А что следует за сим, о том я умолчу, щадя негодующих против слова и дерзновения и ревности по истине. О, как возможет кто-либо достойно оплакать то помрачение, в которое пришел род наш! «Окрест нечестивии ходят» (Пс.11:9) как «львы рыкающе» (Иез.22:25), которые всяким способом прельщают и похищают от Бога благочестивых и приносят их отцу своему – диаволу, в дар, ему весьма любезный. Пастыри же наши соделались безчувственнейшими самых камней, считая для себя достаточным к ответу во время испытания то, что они возмогли спасти самих себя. Они добровольно презирают и не понимают божественного гласа, который говорит: «Аз есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник, иже несть пастырь, видит волка грядуща издалека, и оставляет овцы и бегает» потому что, он наемник, «и нерадит о овцах, и волк расхитит их и распудит овцы», кровь которых, говорит, взыщу от руки пастырей. Страшна эта вам угроза, о честнейшие пастыри, и полна всякого ужаса! Послушайте и блаженного апостола Павла, который ясно говорит о вас и об ответе, какой должны вы будете дать неподкупному Судии: бpатие, – говорит, – повинуйтеся наставником вашим», послушайте же, почему велит повиноваться: «тии бо бдят, – говорит, – «о душах ваших, яко слово воздати хотяще» о вас (Евр.13:17).

Но возвратимся опять к предлежащему. Предсказанное божественным апостолом отпадение народов от евангельской проповеди в разные богомерзкие ереси и к богоборному нечестию агарянского потомства, частью уже сбылось, а частию видим ежедневно сбывающимся; также видим, что ветвь таинственной смоковницы соделалась мягкою паче елея, как говорится в пророчестве, и приносит не плоды, как прежде, а листвие. Видя это, чего другого будем ждать, как не кончины всего, по божественному Писанию. В особенности видим, что агарянское мучительство, начавшееся от времен царя Ираклия, большую часть и лучшие страны вселенной покорило себе и постоянно покоряет попущением непостижимых судеб Божиих, царство же православных царей разделилось на многие части и уже много лет разорено агарянами, не получая ниоткуда никакой помощи. Напротив, остатки западной Римской державы, разделившись на многие королевства и государства, живут постоянно во вражде между собою, и короли западные воюют друг против друга, подобно прежним нашим европейским царям, государям и князьям, грекам, болгарам и сербам, коих всех вообще истребил, по попущению свыше, злой и безбожный измаильтянин. И исполнилось апостольское слово, говорящее: «аще же друг друга снедаете и угрызаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» (Гал.5:15). Тоже самое определяет и божественный глас Владыки, говоря: «всяко царство, раздльшееся на ся, запустеет» (Мф.12:25). Ибо, как взаимный многих людей друг с другом мир по Богу и единомыслие вселяет и удерживает в них самого Христа, Который есть самый Мир, Который растит и благословляет и умножает их, по божественному изречению, Которое говорит: «идеже бо еста два или тpие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их» (Мф.18:20), так, если многие находятся в разногласии и борьбе друг против друга по причине гордости, властолюбия и сребролюбия, то это настроение вселяет в них самого богоборца и человекоубийцу – диавола, и они, невидимо предводительствуемые им, не перестают уже с ожесточением воевать друг против друга, как дикие звери, пока не будут одни другими окончательно истреблены. Все это так было и так совершается ежедневно по непостижимым судьбам Божиим. Поэтому, хорошо и спасительно для нас, и самому Вышнему благоприятно отвергнуть нам от мыслей наших всякое разслабление и пагубное для души отчаяние, а в особенности – льстящие нас суетные надежды, по которым мы ждем, что опять по прежнему устроится царская держава в Константинополе, но следует нам воспрянуть от многолетнего сна великого нашего нерадения и небрежения, повинуясь слову проповедника, который говорит: «братие, во всякой премудрости ходите ко внешними, «искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф.5:16). И опять он же: «нощь убо прейде» (Рим.13:12), то есть, многолетняя оная тьма прелести лукавых бесов, владевшая родом человеческим до самого пришествия во плоти Господа нашего Иисуса Xpиста, миновала и окончательно исчезла явлением Присносущного Живота и Света, о «день приближися» (Рим.13:12), то есть, настал невечерний светлейший свет непогрешительного боговедения, когда возсияло разумное Солнце правды, и распространился по всей вселенной и просветил ее. Поэтому, «отложим, – говорит, – дела темная» (Рим.13:12), «яже суть... блуд, прелюбодеяние», всякая «нечистота» плотская, «студодеяние», неправда, лихоимание и всякое преслушание и преступление божественных заповедей Xpиста Спасителя (Гал.5:19). Делами же тьмы нарицает их не потому, что они совершаются во тьме, – и днем творят блуд, крадут и разными другими способами беззаконничают люди, – но потому, что они предают нас, делателей своих, вечной преисподней тьме. «И облечемся, – говорит, – во оружие света» (Рим.13:12), то есть, в главные четыре душевные добродетели, которые суть (Прем.8:7): правый «разум, правда, мужество» – не то, которое низлагает тела и разоряет городские крепости, но душевная сила и терпение при наносимых нам от бесов и лукавых людей различных напастях и приключениях, – «и целомудрие», сохраняющее нас во всякой святыни и преподобии и присоединяющее нас самим святым ангелам; также и в другие, рождающиеся от них добрые дела: в воздержание, кротость, смиренномудрие, веру, надежду, любовь, которая есть исполнение всего закона. Вооружившись такими духовными орудями, ополчимся против нечестия безбожных агарян, начальником и изобретателем которого есть сам доброненавистник и богомерзкий диавол, который всецело вселился в скверного Магомета. Не будем обманываться и ужасаться их счастием, знатными победами и (внешним) преуспеянием: не в этом и подобном сему заключается и познается истина веры во Xpиста Бога. Много славнее и удивительнее их и счастливее в знаменитых победах были – Александр Македонский и кесарь Август, который был властителем всей вообще вселенной, также и бывшие после него цари римские; но из этого не следует, что они были благочестивы, ибо были они служителями лукавых бесов и их идолов. Гонители Xpиста суть звери, как и нынешний скверный Магомет, который всяким способом гонит нас и порабощает себе, но это совершается по попущению Божию, за грехи наши, а не по причине какого-либо его благоверия. Никак не будем так понимать: ибо как может быть признан благочестивым тот, кто Самого Бога, пославшего Единородного Своего Сына Иисуса Xpиста, отметается, как возвещает божественный глас, говоря: «иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его» (Ин.5:23), то есть, отметающийся Сына, отметается и Отца, пославшего Его, и спасительные Его заповеди извращающий – Самого Христа не Сыном Божиим и не Богом исповедует, но признает и называет рабом и созданием Божиим.

Итак, не за какое-либо свое благочестие он возвысился на такую высоту земной славы и постоянно возвышается, как и вышеупомянутые еллинские и римские цари не по этой причине возвысились, но совершается это по неизследованным и непостижимым судьбам Божиим, Который премудро сотворил и управляет всем видимым и невидимым. Не будем же, Господа ради, ужасаться этим, или скорбеть о том, что столько уже лет находимся в порабощении у них и нет еще нам ниоткуда никакого заступления, ни помощи, и не будем считать себя оставленными Богом, Спасителем нашим. Ведь и прежде нас бывшие xpистиане, находясь в течение 318 лет под властию христоборцев-мучителей: еллинов, римлян и иудеев и будучи ими гонимы и всячески истязуемы и обижаемы, не скорбели, и не падали духом, а напротив радовались и веселились, что за Xpиста и за веру в Него терпят гонения, и что тела их изнуряются всякими муками. Они укрепляли себя верою в Него и любовию и утверждались надеждою, помня с твердою и несомненною верою обетования Господа и Бога нашего Иисуса Христа, говорящего: «блажени изгнаны правды ради: яко тех есть царствие небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всякь зол глагол, на вы лжуще Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5:10–12). Также разумели и завещание блаженного Иакова, брата Господня, который говорит: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна» (Иак.1:2); держась этих божественных обещаний, блаженнейшие прежние христиане, будучи гонимы нечестивыми, различно мучимы и терзаемы и лишаемы своих имений и стяжаний, не скорбели, а напротив, благодарили Христа Спасителя за то, что сподобил их так страдать за Божественную Его славу. За то и Христос взаимно прославил их не только на небесах, соделав их равными святым ангелам и увенчав венцами неувядаемой славы, но еще и на земле прославил честные их мощи подаянием всяких исцелений и разными дивными чудесами. Так и обещал Сам Бог и Владыка их чрез пророка Своего, говоря: «прославляющия Мя прославлю» (1 Цар.2:30), а безчествующие Меня обезчестятся. Но и духовное песнопение задолго возгласило о них: «Мне же зело честни быша друзи Твои, – Боже, зело утвердишася владычествия их; изочту их, и паче песка умножатся» (Пс.138:17). Поэтому, и мы, братия, как потомки тех блаженных и наследники их веры во Xpиста, истинного Бога нашего, будучи также участниками тех же поношений и скорбей, какие терпели они, – не станем сетовать и падать духом, будучи гонимы нечестивыми и различным образом оскорбляемы за веру во Xpиста. Но, подражая теплоте веры во Христа, горячей любви и желанию вечных благ тех равноангельных мужей, будем всею душею радоваться и веселиться и благодарить Спасителя Xpиста за все наши страдания, какие мы терпим ради славы святого и поклоняемого имени Его. Послушаем верховного апостола говорящего: «возлюблении.., понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся. Аще укоряеми бываете о имени Xpистoве, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает» (1 Пет.4:12–14). Скажем и мы совместно с теми, которые подобно нам, праведными судьбами общего Владыки преданы скорбям: «сия вся пpиидoша на ны и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем, и не отступи вспять сердце наше; яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Востани, вскую спи?ши Господи; воскресни, и не отрини до конца. Вскую лице Твое отвращаеши, забываеши нищету нашу, и скорбь нашу; яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша. Воскресни Господи, помози нам, и избави нас имени ради Твоего» (Пс.43:18–20, 23–27). Прославим же Его на земле всякими праведными делами, похвальным жительством и терпением наносимых нам скорбей, чтобы и Он с своей стороны прославил нас на небесах. Недалеко отстоим мы от мученических подвигов и венцов, но находимся на самом поприще исповедания за Xpиста, если право мудрствуем. Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное, и никто, сидя и дремля, не одерживает победы, как говорит святый Василий Великий. И святый апостол Павел говорит: никто «не венчается, аще не законно мучен будеть» (2 Тим.2:5). «Се: ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор.6:2). «бpатие, не дети бывайте умы, – сказал божественный апостол, – но злобою младенствуйте, умы же совершени бывай­те» (1 Кор.14:20). Сподобиться бы и нам совершенства тех блаженнейших мужей, их неувядаемой славы и венцов, о Xpисте Иисусе, Господе нашем, Которому подо­бает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Преблагим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.