Walter Martin

Для более полного анализа учения адвентистов о сне души мы должны кратко рассмотреть библейское использование терминов “душа” и “дух”. В Ветхом Завете слова “душа” и “дух” на древне еврейском языке показаны как nephesh и ruach. В Новом Завете в греческом варианте эти понятия переданы словами psuche и pneuma. Хотя в ветхозаветных текстах слова nephesh и ruach часто имеют ввиду только само понятие жизни, как людей так и животных, однако, во многих других местах они означают умственную и духовную природу человека. Такие места Священного Писания, как Книга Пророка Исаии 57, 16 и 55, 3, Книга Пророка Захарии 12, 1 и Книга Бытия 35, 1826 изобличают адвентистский критерий определения духовной природы человека. На странице 522 “Вопросов о Доктрине” (Questions on Doctrine) адвентисты приводят восемь отрывков из Священного Писания о смерти, для того чтобы показать, что после смерти тела ум, воля и дух человека (nephesh и ruach) впадают в бессознательное состояние до момента воскресения. Однако, семь из приведенных отрывков относятся к Ветхому Завету и каждый из них обращен к телу человека. Адвентисты во многом опираются на Книгу Екклесиаста, особенно на стихи 9, 5 и 6, в качестве подтверждения своей доктрины. Но Екклизиаст в стихе 12, 7 говорит нам только о смерти тела, “а дух (ruach) возвратился к Богу”. В отличие от примитивного принципа жизни в животном мире человек обладает познающей бессмертной природой, созданной по образу Бога.27

Основополагающим христианским принципом, который в частности поддерживают и адвентисты, является принцип того, что тексты Ветхого Завета могут истолковываться в Новом Завете, но не наоборот. Однако, когда речь заходит об условном бессмертии, адвентисты нарушают данный принцип. Новый Завет учит о том, что бессмертная природа человека (душа и дух) рассматривается отдельно от тела (Мф. 10,28; Лк. 8,55; 1 Фес. 5,23; Евр. 4,12; Откр. 16,3) “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5,23); 28 это показывает независимость материальной сущности человека и оставление этой сущности в момент смерти для того, чтобы либо вознестись для встречи с Богом, (Фил. 1,23) либо низвергнуться в место осуждения (Лк. 16). В Деяниях Апостолов (7,59) описывается момент, когда Стефан, побиваемый камнями, предавал свой дух (pneuma) в руки Господа Иисуса Христа. Этим устанавливается тот, факт, что бессмертная природа человека независима от его тела. В то же самое время, Священное Писание говорит нам о кончине Стефана: “И, сказав сие, почил” (уснул в смерть), то есть его физическое тело впало в состояние “сна”. Однако он, как личность, не умер, а просто претерпел отделение души от тела и вознесся к Господу, в руки которого он предал свою духовную природу.

В Евангелии от Луки Господь Иисус Христос сказал: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. Этот стих был бы бессмысленным, если бы говорил только о “дыхании Иисуса”. Классический пример с благоразумным разбойником, который в последние моменты своей жизни уверовал в Господа Иисуса Христа, является доказательством, что вечная жизнь - это качество, включающее в себя осознанное существование. Это осознанное существование не прекращается в момент физической смерти, а продолжается в бесконечном общении с нашим Господом.”..ныне же будешь со Мной в раю” - это является гарантией Сына Божия того, что те, кто верит в Него никогда не лишаться Его присутствия и общения. Адвентисты седьмого дня, вмести с другими ?кондиционалистами?, пытаются истолковать данный текст ссылаясь на цитату: “Истинно, истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю”. Причиной является то, что это заявление Христа ставит под серьезное сомнение их доктрину о сне души. Более того, адвентисты видимо просмотрели тот немаловажный факт, что где бы Христос не произносил слова “истинно, истинно говорю тебе”, он никогда не давал определения Своим словам, поскольку это определение было не нужно. Для Иисуса было бы лишним и неуместным говорить: “Истинно, истинно говорю тебе, то есть, сегодня я говорю именно тебе ...”. Подобной интерпретацией адвентисты нарушают смысл одного из наиболее часто используемых Христом выражений, акцентирующих внимание слушающих на последующих словах Господа.

В Евангелии от Матфея (стих 17, 3) мы видим Моисея, Илию и Христа на Фаворе во время Преображения. Мы знаем, что Моисей умер (Второзаконие 34, 5) и Илия был восхищен на небо. Однако, это был именно Моисей, кто общался с Господом. В Священном Писании не говориться, что Моисей восстал из мертвых для того, чтобы иметь возможность беседовать с Господом на Фаворе (адвентисты пытаются учить об этом опираясь на Книгу Судей, где ничего подобного не говориться), и это убедительно свидетельствует о том, что перед Господом предстояла душа Моисея. Следовательно, данное осознанное существование является необходимым атрибутом промежуточного состояния.

Моим глубоким убеждением, основанном на текстах Священного Писания, является то, что доктрина о сне души не имеет никаких доказательств в свете Божественного откровения. Возможно, читатель подумает, что было уделено достаточно много внимания и места рассмотрению значений отдельных слов и грамматики греческого языка. Однако, это является наиболее существенным из-за отрицания адвентистами контекстной зависимости в определении значений отдельных понятий. Они, например, утверждают: “В слове psuche (душа) нет ничего, что бы отдаленно говорило бы о сознательной сущности, которая в состоянии перенести смерть тела. Также Библия ничего не упоминает о том, что сами авторы Священного Писания имели подобную веру... В слове pneuma (дух) нет ничего, что могло бы значить некую предполагаемую сознательную часть человека, которая способна существовать вне тела, как в Ветхом так и в Новом Завете при использовании данного слова, обращенного к природе человека... Тщательное изучение всех прилагательных, используемых в Писании, определяющих слово “дух”, как составную часть природы человека, показывает, что ни одно из них не говорит о том, что бессмертие является неотъемлемым качеством человеческого “духа”.29

В Евангелии от Матфея 10, 28 Иисус Христос явным образом учит тому, что душа является несравненно большим чем просто “тело и дыхание”, как это преподноситься адвентистами. Господь говорит: “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить!”

Адвентисты седьмого дня выдвинули обвинение в сторону Православных богословов о чрезмерном догматизме последних в учении о природе человека, в то время, как адвентисты хранят неприкосновенный запас. Но адвентисты сами являются догматиками в равной степени в осуждении ортодоксальной позиции. Для того, чтобы быть догматиком прежде всего необходимо достаточную богословскую основу для данного догмата, а подобная основа очевидным образом отсутствует у приверженцев идеи условного бессмертия. Как уже упоминалось выше адвентисты часто путают понятия “бессмертие” и “вечная жизнь”. Мы вполне согласны с тем, что “тщательное изучение всех прилагательных, используемых в Писании, определяющих слово “дух”, как составную часть природы человека, показывает, что ни одно из них даже отдаленно не приближается к идее бессмертия”, как заявили наши братья-адвентисты. Однако, как мы уже показали, “бессмертие” относится только к преобразованным воскресшим телам святых и к природе Самого Бога. Поэтому, с того момента, когда святые воссоединятся со своими воскресшими телами во Второе Пришествие они будут обладать “бессмертием”, которым сейчас не обладают. Для адвентистов смешение терминов “бессмертие” и “вечная жизнь” с последующим спором о том, что “бессмертие” и означает “вечную жизнь”, и упущение понятия “духа” в данном вопросе является логической и богословской ошибкой.

The question of the sleep of the soul, however, does not cause much division among Christians, since it does not affect the fundamental principles of the Christian faith and the salvation of the soul. This problem is simply an arena of theological debate and is not of fundamental importance in the light of the basic doctrines of the Holy Scriptures. The ground for fellowship is not the question of the state of man after death, but faith in the Lord Jesus Christ and in the love that He commanded us to have among ourselves (John 13:34-35). Seventh-day Adventists are not forbidden to adhere to this doctrine, but when someone examines a specific example from the Old Testament, when Samuel talked with Saul (1 Samuel 28:18-19) and the text from the Epistle of the Apostle Paul (2 Corinthians 5:8): "... We are... we would rather go out of the body and dwell with the Lord" or (Phil. 1:23): "... I have a desire to depart and be with Christ, because it is incomparably better," it is rather sad to see that our Adventist brethren continue to preach the idea of a "sleep of the soul."

II. The Concept of Hell and Punishment in the Greek Version

of the New Testament

The grammatical construction of the Greek version of the New Testament undoubtedly teaches about the doctrine of hell and eternal punishment. Nowhere is this doctrine more clearly stated than in the following passages5

1. Matt. 5, 22 and 10, 28 "And whosoever shall say, 'Foolish,' shall be liable to hell fire." "Fear rather him who is able to destroy both soul and body in hell."