Yuri Maksimov

Образ преподобного Макария, уподобляющего влияние греха на человечество воздействию дрожжей на тесто, очень точен. Даже если отделить кусок дрожжевого теста от той части, куда сначала попали дрожжи, оно всё равно останется дрожжевым тестом и в отделившемся куске будут происходить те же процессы, что и в той части, от которой оно отделилось. Именно таким образом “этот новонасажденный грех к несчастным людям перешел от прародителя”37, “ибо оставил он детям в наследство не чистоту, но блуд, не нетление, но тление, не честь, но бесчестие, не свободу, но рабство, не царство, но тиранию, не жизнь, но смерть, не спасение, но гибель”38, — кратко говоря, “то, чем человек сделался, то самое он и родил”39.

Адам нарушил заповедь Божию и тем стал не только виновен, но и болен. Дети Адама не несут ответственности за его личный грех в юридическом смысле, но несут последствия его грехов. Представим, что на реакторе атомной станции назначен работать человек, которому свыше, от руководства, дана заповедь – не делать то-то и то-то. И вдруг он это сделал, да ещё не по необходимости, а почти только из любопытства. И вот, радиоактивный выброс в окружающую среду поразил и людей, и природу – и самого работника. Да, он виновен. Да, его грех – это его личный грех и его сын не должен сидеть за него в тюрьме, если будет такой приговор. Но его сын, если он родится после катастрофы, унаследует – не вину! – но болезненность. С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие (3Езд 3:21).

Последствиями первого греха христианство называет несколько явлений в жизни человека.

Во-первых, это большая склонность ко злу, чем к добру. Грехопадение “не только расстроило простую душевную память о добре, но и извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели”40, “таким образом, от нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны диавола. И грех в естестве человека воздействовал уже на всякое вожделение”41.

Любой человек, который наблюдал за собой, может подтвердить, как легко прививаются дурные привычки, и, напротив, как трудно приобретается навык к чему-то хорошему. А вот отучать себя от дурных привычек очень трудно, тогда как добрый навык теряется совсем легко, стоит только чуть ослабить внимание и требовательность к себе. Всякий, поразмыслив, может припомнить много случаев, когда неплохие люди с течением времени “портились”, становились хуже или даже совсем негодяями, а вот случаев, когда негодяй стал действительно хорошим человеком – гораздо меньше. Каждый чувствует, что улучшать себя – всё равно что идти в гору, а вот ухудшать – всё равно что катиться под гору. Это как раз и есть проявления той склонности ко греху, которую все мы унаследовали от наших предков через первородный грех.

Во-вторых, следствием первого греха явились болезни, боль и смерть: ибо возмездие за грех — смерть (Рим 6:23). Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим 5:12). В исламе смерть мыслится как естественный атрибут человеческой природы. Это объясняется предопределением: “все создания должны будут пройти через смерть перед днем восстания из мертвых”42. Но смерть как уничтожение богозданной красоты человеческого естества, как “разрушение прекрасной гармонии”43 не может быть естественным, закономерным следствием нашей жизни — это подсказывают сердце и разум каждого человека: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем 1:13). Каждый человек не хочет умирать, и чувствует, что смерть – чуждое и мучительное нарушение его бытия.

В-третьих, следуя за человеком, исказилось и все материальное творение, владыкой и главой которого он являлся. Вслед за изменением отношений человека и Бога изменились отношения человека и мира. Те животные, которым он прежде назвал имена, перестали ему повиноваться и восстали против него. “Звери... не были изначала злыми... грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека и они преступили. Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились ко злу”44.

In fact, it is the Muslim teaching that a person can purify himself through his own actions that means that it is Muslims who "purify themselves." From the point of view of Christianity, no good deed done by a man can be super-due, since it is his duty: "In the same way, when you have done all that is commanded you, say, We are worthless servants, because we have done what we ought to have done" (Luke 17:10). Therefore, even a million good deeds cannot erase one misdeed.

Let's imagine a person who finds himself in a stormy sea, or who finds himself up to his neck in a swamp. He cannot save himself. All his attempts only aggravate his situation. And only from outside can salvation come to him. Only God Himself can deliver man from sin and its consequences. Free human will is necessary in order to take advantage of God's help for one's deliverance. Thus, two things are needed: the Saviour, who is free from sin, and the person who accepts salvation, who participates in it.

In its harsh realism, the Christian teaching on sin may seem terrifying. However, we must remember that the meaning of Christianity consists precisely in the proclamation of salvation from God, who has appeared to us in the person of our Lord Jesus Christ, who took away the sin of the world (John 1:29), and precisely for this reason we are not afraid to recognize sin in its true meaning.

And God gave this hope for salvation to mankind immediately after the Fall. He said that the "seed of the woman" would strike the serpent (the image of the devil) in the head, i.e. it would deal a decisive defeat to the one who had led mankind into sin (Genesis 3:14-15). This is the "seed of the woman", i.e. the One Who will be born of a woman without the participation of a man, and will be the One Who will atone for all the curses to which man and the universe have been subjected for the sin of Adam.

Jesus Christ