Kniga Nr1055

14. Общество развития своих способностей

Общество развития своих способностей является одним из старейших индуистских культов, завоевавших сильную поддержку в Америке. Основанное на мистицизме, оно не вербует своих сторонников, но ждет, когда последователи сами найдут его через литературу. Многие другие гуру, пришедшие на запад, учились у Пара маханию Йогананда (Пар- РАМ-а- ханша ЙО-ган- aн-дa), который был очень изобретателен в приспособлении индуизма к научным терминам и западному словарю.

История

Общество развития своих способностей возникло в Лос-Анжелесе, Калифорния, в марте 1935 года, а затем разрослось в международную группу, его основатель Свами Парамаханша Йогананда приехал в Америку в сентябре 1920 по приглашению Американской Унитарианской Ассоциации. 6 октября 1920 г. он выступал на Международном Конгрессе Религиозных Либералов, состоявшемся в Бостоне, Массачусетс. Его популярность стала Расти еще и потому, что за 15 лет он изъездил всю страну с лекциями по крийя-йоге. Сначала управление Парамаханша Йога панды располагалось в здании, находящемся на вершине горы Вашингтон в округе Лос-Анджелес. В 1925 году они купили этот участок и сейчас используют для размещения международного штаба организации. В 1935 году он вернулся в Индию для организации Общества Иогода Сатсанга, которое спонсировало центры Йогода в Индии и в других странах. Йогананда отправился в Лондон, а затем в 1936 году вернулся в Америку. Он продолжал строить центры и храмы медитации до самой своей смерти 7 марта 1952 г. За 32 года выступлений с лекциями он посвятил в крийя-йогу более 100 000 человек. В своей автобиографии он пишет, что посвятил и некоторых выдающихся людей, таких как Махатма Ганди и Лютер Бурбенк (известный ученый-садовод). И Общество развитая своих способностей, и Общество Йогода Сатсанга управляются из международного офиса Лос-Анджелеса. Сейчас ими руководит президент Шри Дайа Мата. Она присоединилась к движению в 1931 году после того, как прослушала лекции Йогананда в Солт Лейк Сити, Юта. Она является третьим президентом в. находится на этом посту с 1955 года.

Авторитетные источники

Парамаханша Йогананда написал 13 книг, которые считаются более авторитетными, чем Библия. Обычно индуистские культы возникают на основе священных книг индуизма (Упанишада и Веды), но в деле достижения развития способностей Йогананда доверяет только своим работам. Самая популярная из них - "Autobiography of а Yogi" (Los Angeles: International Publications, 1946), переведена на 19 языков. Библия и Иисус Христос упоминаются лишь в тех случаях, когда это может оказать явную поддержку учениям Общества развития своих способностей. Неверное применение Библии Йоганандой обнаруживается достаточно просто, когда автор подменяет слова, придавая тексту совершенно иной смысл. Пример этому находим на стр. 371 (там же), где говорится, что Иоанн Креститель и Иисус Христос являются Илией и Елисеем, испытавшими перевоплощение. Он заявляет, что это было предсказано в Малахии 4:5, что достаточно надуманно, т.к. Елисей вообще не упоминается в тексте. Это чистый вымысел со стороны Йогананды, цель которого - привнести в Библию идею перевоплощения. В индуизме практикуются различные виды йоги: хатха-йога, карма-йога, мантра-йога, бхакти-йога, джнана-йога, раджа-йога. Гуру Парамаханша Йогананда говорил, что крийя-йога - наиболее развитая форма раджа-йоги является необходимым условием достижения духовного раскрепощения. Он определял крийя-йогу как "единение [йога] с Божественным через определенные действия и обряды [крийя]" (там же, с. 275). Посвяще- нас в крийяйогу является фундаментальным источником авторитета на пути развития своих способностей. Учитель йоги - это тот, кто практикует йогу и дисциплинировал свое тело и разум так, что душа оказалась "свободной" (с. 261). Свами - это тот, кто достиг единения со "сва", или с собой (там же).

Доктрины Общества развития своих способностей

Индуизм базируется на пантеистическом взгляде на мир. Это чётко видно в "Автобиографии Йоги" Йогананды, где он цитирует своего гуру: "Все сотворенное: почвы, жидкости, газы, электричество, энергия, все существа, боги, люди, животные, растения, бактерии являются формами сознания" (с. 488). Дуалистический принцип, стоящий за этим, основывается на убежденности в существовании одной божественной реальности (которую в индуизме называют духом Бога). Слабая вибрация этой реальности и формирует все сотворенные вещи. В индуизме это называется "майя" (или иллюзия), потому что их реальность имеет лишь некоторые отношения к нашему восприятию. В сущности все сущее - это единый Божественный Дух. Хоть Йогананда пытался объяснить христианство, используя терминологию индуизма, он продолжал отрицать ключевые доктрины Библии. Начиная с Троицы, он отрицал уникальность Бога, единого в трех лицах. И дал ему новое определение, используя слова на хинди: "Сат, Тат и Аум". Он сказал:

"Эти библейские слова говорят о триединой природе Бога, как Отца, Сына и Святого Духа (Сат, Тат и Аум в индусских писаниях). Бог Отец - это Абсолют... над вибрирующим творением. Бог Сын - это самосознание Христа (Брахма...), существующее в пределах вибрирующего творения... Внешнее проявление вездесущего самосознания Христа... это Аум, Слово или Святой Дух" (с. 169).

Он путает Слово (определяемое как Иисус в Евангелии от Иоанна 1:1-14) со Святым Духом, и превращает Святой Дух в мистический вибрирующий звук (Аум). В дальнейшем, отрицая личностную природу Святого Духа, он говорит: "Аум, или Снятой Дух - это единственная сила, которая поддерживает космос во время вибрации" (с. 565). Святой Дух признается лишь вибрирующим звуком. Йогананда писал, что Аум, или Святой Дух, имеет три проявления: "Каждый раз, котла человек абсолютизирует мир, он использует одно из трех качеств Аума" (с.22). Йогананда учил, что Иисус Христос не является помазанником Божьим, единственным Мессией и Спасителем человечества. Иисус изображается как перерожденный Елисей (с. 371), который выработал план собственного спасения путем предыдущих воплощений. Он одержал победу над своими тремя телами (физическим, астральным и каузальным), давшим ему возможность единения с Божественным. Он решил вернуться на землю в качестве пророка (с. 490) и быть распятым, взяв на себя карму других (с. 236). Иисус - нe единственный сын Божий, потому что многие йоги являются юристами (с. 198). Он находится на том же уровне, что и Кришна, или богиня, или свет (с. 242). Находясь на земле, Иисус практиковал йогу или схожие учения (с. 275). И его воскресение было лишь материализацией атоллов, а не подлинного тела (с. 347-354). 3 Йогананда учил и распространенному индуистскому верованию, что все люди божественны (с. 197) и обладают скрытыми оккультными возможностями, исходящими из третьего глаза, находящегося во лбу (с. 299). Плохая карма человека уничтожается путем перевоплощения, которое для большинства душ продолжается миллион лет (с. 279). Но некоторые могут сократить этот срок до трех лет, участвуя в Обществе развития своих способностей (с. 279). Добрые дела - это путь уничтожения кармы и перевоплощения (с. 562).