Kniga Nr1055

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим. 3:16). "Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:20, 21). "Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую" (Втор. 4:2). "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр. 22:18, 19).

Доктрина Бога

Учение о Боге сходно во всех трех ветвях христианства. В кратком Вестминстерском Катехизисе (6-й вопрос) читаем: "Существуют три личности Божественного существа: Отец, Сын и Дух Святой, и все три являются одним Богом, и все они одной сути и равны в могуществе и славе". Афанасьевский символ веры следующим образом истолковывает доктрину Троицы:

"Мы поклоняемся единому Богу в Троице и Троице в единстве; ни смешивая Личности, ни разделяя сути (сущности). Существует одна личность Отца, другая Сына и третья - Святого Духа. Но божественность Отца, Сына и Святого Духа одна, их слава равна и Царствование вечно. Святой Дух таков же, как Сын и как Отец. Отец существовал извечно, Сын существовал извечно, и Святой Дух существовал извечно... Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И это не три Бога, но один Бог... Должно поклоняться Единству Троицы и Троице в единстве".

В предыдущей книге, "Answers to Tough Questions", мы изложили в упрощенном виде библейскую доктрину Троицы. Ниже приводятся отрывки из этой работы с целью разъяснить ортодоксальные христианские представления о природе Бога. Одной из наиболее часто ложно используемых идей Библии является учение о Троице. Хотя христиане говорят, что они веруют в одного Бога, их постоянно упрекают в многобожии (поклонение как минимум трем богам). Писание не учит тому, что Бог надевает три различные маски по ходу развития исторической драмы. То, чему Библия учит, изложено в доктрине Троицы следующим образом: существует один Бог, открывший Себя в трех личностях - Отце, Сыне и Святом Духе, и эти три личности являются одним Богом. Хотя это и сложно понять, но именно так говорится в Библии, и это самое близкое расстояние, на которое ограниченный ум человека может подойти к рассмотрению безграничной тайны безграничного Бога, касаясь библейских положений о Божием существовании. Библия учит, что существует один и только один Бог: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор. 6:4); "Ибо един Бог" (1 Тим. 2:5); "Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6). Хоть Бог и един по своей сущности и природе, Он в то же время является тремя личностями: "Сотворим человека по образу Нашему" (Быт. 1:26); "И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из нас" (Быт. 3:22). Здесь вновь надо сослаться на множественность личности Бога, так как в этих случаях Он не мог разговаривать с ангелами, потому что ангелы не могли и не помогли Ему творить. Библия учит, что все сотворил Иисус Христос, а не ангелы (Ин. 1:13; Кол. 1:16; Евр. 1:2). В дополнение к разговору о том, что Бог один и, ссылаясь на множественную природу личности Бога, надо заметить, что Писание особым образом относится к именам Бога, как к именам трех личностей. Есть личность, которую в Библии называют "Отче", и "Отче" обозначает Бога Отца (Гал. 1:1). В Библии говорится также о личности, названной Иисусом, или Сыном, или Словом, именуемой также Богом, Слово - было (Ин. 1:1) .. Иисус и "Отцем Своим называл Бога, делая себя равным Богу" (Ин. 5,13). В Писании упоминается и третья личность, называемая Святым Духом, и эта личность - отличная от Отца и Сына также называется Богом: "Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5:3, 4). Фактическая сторона библейского учения изложена следущим образом: существует один Бог. Этот единственный Бог обладает множеством личностей. Этот единственный Бог называется Отцом, Сыном, Святым Духом, все личности различные, все именуемые Богом. Тем самым нас подводят к мысли, что Отец, Сын и Святой Дух являются одним Богом, т.е. к доктрине Тpоицы. Д-р Джон Уорвик Монтгомери для лучшего понимания этой доктрины предлагает следующую аналогию; "Доктрина Троицы не является "иррациональной"; что действительно иррационально, так это принижение библейских свидетельств в пользу Троицы для придания большего значения единству, или же свидетельств единства - ради Троицы. Имеющиеся в нашем распоряжении сведения должны возобладать над нашими построениями, или, лучше сказать, наши построения должны возможно полнее отражать имеющиеся в нашем распоряжении сведения. Близкую аналогию подобному теологическому подходу можно найти в работе физиков-теоретиков: в ходе экспериментов выявилось, что субатомные легкие элементы обладают свойствами волны (W), свойствами частицы (Р) и свойствами кванта (h). Хотя эти характеристики по многим аспектам несовместимы (например, частицы не могут дифрагировать, а волны могут и т.д.), физики "объясняют" или "моделируют" электрон как PWh. Они поступают так ради того, чтобы должным образом отразить все имеющиеся данные. Схожим образом поступают и теологи, говорящие о Боге как о "трех в одном". Ни ученые, ни теологи не ожидают от вас "картинки" по образцу предложенной модели; назначение модели состоит в том, чтобы помочь вам принять во внимание все факты, вместо того, чтобы искажать реальность, перегружая ее кажущейся "логичностью". Выбор ясен: или Троица, или "Бoг", являющийся лишь бледной имитацией Господа из библейского или конфессионального христианства ("How Во We Know There Is а God'?", рр. 14,15).

Личность Иисуса Христа

2000 лет тому назад Иисус задал своим ученикам главный вопрос: "А вы за кого почитаете Меня?" (Мтф. 16:15). Основным для христианской веры являются личность ее Основателя Иисуса Христа, и очень важно иметь верное представление о том, кто Он.

Иисус был человеком

Христианская церковь всегда утверждала, что хотя Он и был сверхъестественным образом зачат Святым Духом, Бог во плоти - Иисус Христос был в то же время и человеком. Писание четко говорит о Его человечности:

· Он рос физически и интеллектуально. "Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков" (Лк. 2:52).

· Он нуждался в пище. "И, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал" (Мтф.4:2).