Kniga Nr1110

2. Следует заметить, что под "душой" Платон часто разумеет высшую ее часть. Душу же в строгом смысле слова он делит на три сферы: "ум", "странное начало" и "вожделение". См. Государство, 435 с; 441 с; 580 е. По-другому их можно было бы назвать интеллектуальной, эмоциональной и инстинктивной. Неоднородны, по Платону, и виды знания, доступные человеку: низшее знание чувственное, оно руководится рассудком, а высшее-"мышление" - способно постигать сверхчувственное. См.: J. Wild. Рrato's Theory of Man, р. 156.

3. Платон. Федон, 70 а.

4. Там же, 79 а.

5. Там же, 79 b.

6. Там же, 80 b.

7. Там же, 81 а.

8. Платон. Менон, 81 b.

9. Платон. Федон, 83 d.

10. Там же, 84 а.

11. Платон. Федр, 249 с.

12. Платон. Теэтет, 155 е.

13. Тамже, 158 с.

14. Для обозначения умопостигаемого мира Платон употребляет два термина: "виды" (эйдосы) и "идеи". Последний термин чаще встречается в литературе, но мы предпочитаем слово "эйдос", т. к. в современном смысле слово "идея" означает нечто абстрактное, между тем Платон был убежден в реальном существовании "мира сверхфизических сущностей, вечного и непреложного" (см.: А. Е. Таylor. Рlato. London, 1914, р. 39).

15. Платон. Письма, 341 с, d; ср.: Теэтет, 186 а.

16. Платон. Федон, 66 а.

17. Платон. Пир, 211, а, b.

18. Платон. Федр, 247 с.

19. Платон. Государство, 509 b.

20. Платон. Федон, 65 с.

21. Там же, 66 b, с.

22. Платон. Федр, 249 d.

23. Платонизм оказал влияние на христианскую мысль через Александрийскую школу и Ареопагита (см.: Л. Карсавин. Св. Отцы и Учители Церкви. Париж, 1928, с. 88, 227). Внедрение платонизма в монашескую среду связано с именем Евагрия Понтийского (конец IV в.). Под его влиянием, отмечает прот. И. Мейендорф, "восточные монахи усвоили язык неоплатонизма, который, правда, был языком их времени и, следовательно, неизбежен, но который грозил тем не менее увлечь духовность пустыни в направлении, чуждом Евангелию" (J. Меуепdorff. St. Gregoire Palamas et la mystique Ortodoxe. Bourges, 1959, р. 21).

Глава двадцать первая

ГАРМОНИЯ БЕЗ СВОБОДЫ

Афины - Сиракузы, 370-354 гг.

Из всех насилий,

Творимых человеком над людьми,

Убийство - наименьшее,