Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Епископ Александр (Милеант)

КНИГА ОТКРОВЕНИЯ ИЛИ

АПОКАЛИПСИС

© Holy Trinity Orthodox Mission, 2001.

Содержание:

Значение Апокалипсиса и интерес к нему

Автор книги

Время, место и цель написания Апокалипсиса

Содержание, план и символика Апокалипсиса

Значение символов и чисел

Письма семи церквам (2-3 гл.)

Видение небесного Богослужения (4-5 гл.)

Снятие семи печатей. Видение четырех всадников (6-я гл.)

Семь труб. Запечатление избранных. Начало бедствий и поражение природы (7-11 гл.)

Семь знамений (12-14 гл.). Церковь и царство зверя

Зверь, вышедший из моря, и зверь, вышедший из земли (От. 13-14 главы)

Начертание зверя

Число зверя — 666

Говорящий образ зверя

Семь чаш. Усиление богоборческой власти. Суд над грешниками (15-17 гл.)

Суд над Вавилоном, антихристом и лжепророком (18-19 гл.)

1000-летнее Царство святых. Суд над дьяволом (20 гл.). Воскрешение мертвых и Страшный суд

Новое Небо и новая Земля. Вечное блаженство (21-22 гл.)

Заключение

Письма Семи церквам

План Апокалипсиса

Значение Апокалипсиса и интерес к нему

Апокалипсис (или в переводе с греческого — Откровение) святого Иоанна Богослова — это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.

Апокалипсис — книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существует громадное количество книг, среди которых имеется и немало произведений со всяким вздором, в особенности это относится к современной сектантской литературе.

Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом книге. Так, святой Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства».

За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения.

Автор книги

Автор апокалипсиса называет себя Иоанном (От. 1:11, 42 и 93; 22:84). По общему мнению святых отцов Церкви это был апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, получивший за высоту своего учения о Боге-Слове отличительное имя «Богослов». Его авторство подтверждается как данными в самом Апокалипсисе, так и многими другими внутренними и внешними признаками. Вдохновенному перу апостола Иоанна Богослова принадлежит еще Евангелие и три Соборных послания. Автор Апокалипсиса говорит, что он был на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (От. 1:9). Из церковной истории известно, что из апостолов только святой Иоанн Богослов подвергся заточению на этом острове.