Orthodoxy and modernity. Digital Library

Отец гордости, дьявол, совратил первых людей с пути Богопослушания, а после их грехопадения отвратил и от Богопочитания. В ветхозаветном человеке вместо смиренного поклонения Богу появилось горделивое восхищение собой. Символом этой гордыни явилась Вавилонская башня, как знак творческого величия человека. Но Бог не допустил осуществления дерзостного замысла.

Однако человек не смирился и пошёл ещё дальше по пути гордости. И этот грех современного человека более тяжёл, нежели грех строителей Вавилонской башни, потому что нынешний человек просвещён светом Христианства и знает, что "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" и "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

Пренебрегши смирением, человек перестал довольствоваться уделом "венца творения", перестал удовлетворяться самосознанным титулом "царя природы" и злонамеренно пытается проникнуть в сокровеннейшие тайны Творца. Он вынимает из груди умершего сердце и массажем оживляет покойника, стремясь победить смерть, которую победил один лишь Господь наш Иисус Христос. Он при помощи глубочайшего гипноза тщится раскрыть величайшую тайну устройства человеческой души. Он перестал пользоваться силами природы на благо себе и ближним и стал злоупотреблять этими силами во зло ближним и, следовательно, во зло самому себе.

Бог не воспрещает проникать в Его тайны. Церковь не осуждает технические усовершенствования и открытия. Но если в творчестве своем человек отходит от смирения, от нищеты духовной и от чистоты сердечной, то такое творчество греховно. Человек расщепил атом и силу Богом созданной природы употребил во зло — для массового уничтожения людей. Человек швырнул в межпланетное пространство механическое сооружение и намеревается "спутнику" дать военное назначение, то есть использовать его для ненависти.

Технический прогресс не греховен, но греховно злоупотребление техническим творчеством. А ещё более греховно творить не со смиренным славословием Творца, а в дерзостном намерении стать творцом, подобным Богу. Горделивый ум современного человека хочет доказать, что не Бог творит всё и руководит всем, но математика. Математика же есть слуга человеческого ума. Следовательно — мыслит человек в безумной гордости — при помощи математики можно овладеть миром, не нуждаясь в Боге. Сравниться с Богом, заменить Бога, — вот замысел современного человека с его атомными реакторами, с его далёкометными ракетами, с его "спутниками", кружащимися вокруг Земли. Замысел подобный тому, который побудил ангела света отпасть от Бога и стать отцом гордости, дьяволом. Замысел сатанинской гордости.

Церковные темы

Мать всех церквей

Святая Православная Кафолическая (Соборная) и Апостольская Церковь мало известна западному инословному миру, хотя она стара, как само христианство и имеет более 200 миллионов своих членов во всех частях и странах земного шара.

Западные христиане не знают Православия и им не интересуются. Это видно из их отношений к русским православным храмам, построенным трудами и жертвами наших соотечественников-беженцев в больших городах свободного мира. Их не привлекают наши торжественные Богослужения, не интересует убранство наших храмов, не пленяет пение наших церковных хоров. Поистине к ним относятся слова Христа Спасителя нашего: "Огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их".

Православием нельзя гордиться, им только можно радоваться. Мы радуемся, что исповедуем Святое Православие — истинную веру Христову. Западный христианский мир не понимает нашей радости, потому что он не понимает сущности Православия. Но он плохо понимает и свою религию, принадлежа к ней по традиции и слепому фанатизму.

Западный христианский мир более материалистичен, чем духовен. Увлечение материальными благами поглощает его. Даже слова молитвы Господней: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь", — он понимает в материалистическом смысле, совершенно чуждом православному сознанию.

Православными заинтересовались масоны, потому что задумали подчинить их себе. Русское Православие изучают римо-католики, потому что хотят обратить православную Россию в католичество. Но православные тверды в своей вере и не поддаются соблазнам чужих.

Западные богословы заговорили о Православии с определённой целью, им известной. Появились на разных языках научные книги о Православии и статьи в журналах о Православной Церкви, но из-под инословного пера они в неправильном освещении. Прочтите любую католическую книгу об этом и вы найдёте характеристику Православия: "Наилучшее исповедание после нашего", любую протестантскую статью: "После нашей — самая лучшая религия". При упоминании о Православии они дружно "песнь нову воспевают Богу".