Orthodoxy and modernity. Digital Library

В Православном русском обществе заграницей часто возникают споры в храмах и вокруг них, которые приводят к церковным расколам и отрицанию епископской власти. Особенно ярким примером является церковная смута в Сан-Франциско в начале 1960-х годов. Неблагонамеренные люди из церковной среды, преследуя свои определённые цели, подвергают самой циничной и неистовой травле некоторых наших Архипастырей, начиная с Архиепископа Сан-францисского Иоанна, великого молитвенника и подвижника, которого русские шанхайцы почитают за праведника и чудотворца. Публикацией в газетах, журналах и анонимках невероятно лживых и клеветнических статей, они посеяли смуту среди православных, создали вражду и озлобление в церковной жизни и тем парализовали церковную деятельность.

В своём злобном поношении достойных Архипастырей и честных церковных работников авторы этих статей не останавливаются перед самыми непристойными выражениями, едва не переходящую в площадную брань. Распространение печатной и устной клеветы и лжи превосходит всякие христианские понятия и доходит до пределов полной одержимости злой силой. И, что самое ужасное и не поддающееся никакому объяснению, это то, что авторы гнусных инсинуаций и статей гордо называют себя "правыми", "монархистами", "законопослушными чадами Церкви", "борцами за правду", ратующими за чистоту Православия" и тому подобными именами, каковые, казалось бы, естественно обязывали бы их, хотя бы к самому элементарному приличию, к правдивости и честности в высказываниях, не допускающих такое злонамеренное искажение фактов, ложь и клевету, коими полны все их писания и разговоры. Ужасает та по истине беспросветная злоба, которая дышит в них! И невольно приходит мысль: не поставлено ли всем им кем-то специальное задание очернить совершенно большинство наших архиереев, чтобы подорвать авторитет нашей Зарубежной Церкви в глазах верующих и смешать с грязью ее высокое достоинство перед всем миром? Глубокой скорбью сжимается сердце при сознании того страшного кризиса, который переживает за последнее время наша Зарубежная Русская Церковь. Ничего подобного никогда ещё у нас не было. Но то, что произошло в самое недавнее время переходит уже всякие границы возможного и допустимого и просто леденит душу ужасом. Дальше идти уже некуда! Дальше — это уже полный и окончательный развал, распадение нашей Церкви, которого мы не смеем допустить, ибо наша Церковь сейчас почти единственная, которая не запятнала себя никаким союзом или сговором с врагами Христа Спасителя. Высказанные мною мысли не являются моими собственными, а одного видного церковного деятеля нашей Зарубежной Церкви. В этих словах нет преувеличения или сгущения красок. Несомненно, что здесь выражен крик наболевшей души христианина, глубоко потрясённого происходящим в нашей Церкви и заботящегося о её процветании. Его душевную боль и тревогу мы понимаем, потому что она созвучна нам, потому что будущее нашей Церкви представляется нам в мрачном аспекте, принимая во внимание происходящее ныне.

Большие церковные нестроения в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, церковные раздоры и судебные иски за храмы в Северной Америке, клеветническая и демагогическая кампания против Епархиальных Архиереев в северной Америке, Австралии и Аргентине кучкой политиканов, являются теми тревожными сигналами, которые именно и повергают в уныние верующее сердце православного Архипастыря, священнослужителя и вообще верующего русского человека. Злонамеренные люди наносят тяжёлые раны на живое тело Церкви нашей во многих местах. И если таких ран будет сделано много, то организм Церкви ослабеет и может совершенно умереть. К этому и стремятся враги Церкви Зарубежной. Они мастерски руководят из своих центров разрушительной работой и рабочей силой их являются теми из наших, которые устраивают смуту в Церкви при помощи клеветы и лжи на архипастырей и пастырей, а также на честных тружеников церковных. Цель этого — создать в Церкви смуту и помешать развитию церковной жизни. А над всем этим стоит дьявол, который губит православные души для вечного спасения. Церковь спасает нас для вечности, а дьявол их губит. Это состояние прекрасно выразил Достоевский: "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце людей". Но каждый злой деятель на ниве церковной получит от Пастыреначальника Христа награду по делам его. О таких мы скорбим и молимся, чтобы Господь вразумил их, ибо, быть может, они не ведают, что творят, а если злое творят сознательно, то тем хуже для них.

Значение епископского звания и Собора Епископов

К предстоящему Архиерейскому Собору.

В воскресенье 8/21 октября с. г. в Синодальном доме в гор. Нью-Йорке (США) открывается Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей под председательством Высокопреосвещеннейшего Митрополита Анастасия. Главным предметом занятий явится обсуждение необходимых мероприятий для укрепления Святого Православия перед лицом существующих в мире течений, а также решение по другим делам общецерковного значения. Занятия Собора продлятся предположительно две недели. Это шестой Собор после второй Мировой войны, из коих пятый на территории Соединённых Штатов Северной Америки. Созываются они обычно каждые три года. По этому поводу не является для нас лишним познакомиться с вопросом, что такое епископский сан в Церкви Христовой и каково значение Епископских соборов. Эта тема необходима в наше время, потому что многие этого не понимают. Среди наших соотечественников в эмиграции крайне оскудело чистое православное сознание, и епископский сан оценивается мирскими понятиями. Почти поголовно все, за малыми исключениями, к епископу относятся без должного уважения и часто ставят его наравне с мирскими людьми. Поэтому стало обычным явлением в деловых отношениях с епископом, когда миряне повышают голос в разговоре с ним, предъявляют ему свои требования и ведут себя непочтительно по отношению к нему. В храме или вне его редко кто спрашивает благословение у епископа, а норовят поздороваться с ним по мирскому обычаю, протянув ему руку. Демократические понятия многим вскружили голову и утеряна разница между прихожанами и епископом. Беспощадная и в большинстве случаев несправедливая критика мирянами епископа свидетельствует о том, что епископский сан для таких критиков не имеет никакого значения, и что они его не уважают.

Из глубокой христианской древности идёт церковное учение о непререкаемой важности, о высоком достоинстве и величии епископского звания и служения. Вот, как писал о нём, например, ещё в начале второго века христианской эры непосредственный ученик Апостолов Христовых священномученик Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский:

"Смотрите на епископа, как на самого Христа. Нехорошо некоторые действуют без епископа, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают всё без него".

"Без него никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Только та Евхаристия (святое Таинство Тела и Крови Христовой) должна почитаться истинной, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это".

"Прекрасное дело — знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтён Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит дьяволу".

"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам".

По учению святого Отца Церкви священномученика Киприана Карфагенского, без епископа нет Церкви, и кто не с епископом, тот не в Церкви. В "Послании о Православной Вере" Восточных Патриархов 1723 года, которое почитается у нас правилом Православной веры или так наз. " символической книгой", говорится: "Дух Святый поставил епископов, как правителей, пастырей, глав и начальников… Поелику, между прочими нечестивыми мнениями, еретики утверждали и то, что простой священник и архиерей равны между собою, что можно быть и без архиерея, что несколько священников могут управлять Церковью, что рукополагать во священника может не один архиерей, но и священник, — то мы, сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви, подтверждаем, что звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник Апостольский, возложением рук и призыванием Святого Духа получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Святого Духа, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Мы полагаем, что епископ столь же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира. Очевидно также, что Епископский сан отличается от сана простого священника. Ибо священник рукополагается Епископом, а Епископ рукополагается не священниками, но, по правилу Апостольскому, двумя или тремя Архиереями. Притом священник избирается Епископом, а Архиерея избирают не священники и не светские власти, но Собор высшей Церкви того края, где находится город, для которого назначается рукополагаемый".

Из всего выше сказанного каждому благонамеренно настроенному православному христианину должно быть ясно, что не могут почитаться и именоваться "Церковью" те религиозные группировки и организации, в которых игнорируется власть Епископа и в которых фактически распоряжаются священники и миряне. Мало того: лица, не считающиеся с Епископом и не признающие над собой его власти, даже и "христианами" именоваться не могут. Но при этом следует указать на другое авторитетное свидетельство — "Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви", изданное 1848 году. Оно гласит: "У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть, самый народ", но тут же и поясняется, в каком смысле надлежит правильно разуметь это: "который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов". Здесь, следовательно, имеется ввиду тот случай, когда Епископ сам отступает от веры Отцов, то есть, становится еретиком или раскольником. В этом случае паства, естественно, разрешается от повиновения ему, от необходимости следовать за ним. Примеры этого в наше время мы видели у нас на родине, когда верующие русские люди, ревновавшие о хранении святой истины Православия, отказывались признавать своими Архиереями Епископов, ушедших в так наз. "Живую Церковь" или "обновленчество".