Orthodoxy and modernity. Digital Library

Недоброжелательное отношение мирян к своему духовенству, их чрезмерная придирчивость и материальная необеспеченность удерживают многих хороших кандидатов от принятия священнического сана, чем наносится большой вред Церкви Христовой. Среди русского рассеяния повсеместно катастрофически уменьшается число духовенства, а новой смены нет. Не будет духовенства, прекратится церковно-религиозная жизнь. А кто этого желает? Из православных никто.

Если сравнить пастырское служение нашего духовенства с таковым у католиков или протестантов, то у нас оно гораздо тяжелее и сложнее. Все наши Богослужения: литургия, всенощное бдение, молебны, панихиды, венчание и другие во много раз длиннее католических или протестантских. Всенощного бдения у них нет. Богослужебные чины у них сокращены до минимума. Наши Богослужения величественны, торжественны и длинны. Продолжительность наших православно-русских Богослужений заставляет священника оставаться продолжительное время в храме и более усердно нести свой молитвенный подвиг. И этот подвиг он несёт безропотно, находясь часто в нищете и в поношении от своих!

Католики и протестанты, а также православные греки и арабы поддерживают своё духовенство морально и материально, благодаря чему оно чувствует под ногами твёрдую почву, действует смело и независимо, служит с радостью, а не с воздыханием. Наше же духовенство находится в иных условиях, более тяжёлых и невыгодных для себя. Пастырскую службу ему приходится нести с оглядкой на своих прихожан: авось что-нибудь не понравится им! А угодить всем трудно. Одному не понравилось лицо, другому борода, третьему голос, четвёртому проповедь, пятому неосторожно сказанное слово и т.д., а иной просто что-нибудь придумает, смотришь — какая-то часть прихожан недовольна. Дело плохо! Недовольные своего батюшку не поддержат, а будут его поедом поедать и добиваться удаления с прихода любой ценой. При таких условиях идеально настроенный пастырь может пасть духом.

Заканчивая эту статью, мы приведём слова Митрополита Антония, взятые из его послания к Волынской пастве: "Помните, братие, как страшно покарал Господь Корея, Дафана и Авирона за то, что они восстали против законного священства? По слову Моисея, расселась земля под ними…и поглотила их и всех людей кореевых и всё имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые, в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества (Числ. 19:31 и 33). Бойтесь же, братие, противиться власти духовной, не возвышайте голоса своего с грубостью, когда беседуете со священником, когда говорите в Церкви Божией или на церковном погосте. Со страхом и вниманием обдумывайте здесь свои слова, предстоя пред лицом Божиим, как бы на страшном суде Его. Если кажется, что вас обижают, говорите с кротостью или приносите жалобу о. благочинному и затем архиерею. Святой Апостол Иуда, брат Господень, говорит в своём послании, что, как Содом и Гоморра сожжены были Богом, так точно будет с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (Иуда 1:8).

Вот почему святые отцы постановили в 121 правиле Номоканона: "Яко не достоит просту (т. е. мирянину) укорити священника, или бити, или понашати, или клеветати, или объличати в лице, аще убо и истина суть. Аще же постигнет сие сотворити, да проклянётся мирский, да отмещется от Церкви (отлучится от Церкви), разлучён бо есть от Святые Троицы и послан будет в Иудино место".

"Видите ли, братие, какая участь ожидает бунтовщиков на пастырей духовных? И всякий, кто подущает тебя на это, есть Иуда, предатель Христов. Берегитесь же их, братие. Они знают, что пока народ будет уважать и слушать священников, до тех пор будет верен своей Церкви и христианским обычаям".

"Учите же детей своих уважать и любить служителей Христовых. Мы одна семья Божия, одно тело Христово все. Вместе живём, вместе молимся и вместе умираем, и вместе все сподобимся встретиться в жизни грядущей, Царствии сладости, среди пения ангельских ликов, среди славословия пророков и апостолов, и мучеников, и преподобных пред престолом Небесного Владыки. Там жребий смиренных и послушных чад Церкви, там не будет места смутьянам и бунтовщикам. Да не будет им места и среди тебя, христолюбивый православный народ".

Благодать Священства.

"Благодать Божия и в недостойном священнике действует не ради нас, но ради вас… Не им пренебрегаешь, но священством". (Святой Иоанн Златоуст).

"Не будем осуждать ни одного человека, пока не придёт праведный Судия, — особенно же иерея Божия не осуждай за его сокровенные и тайные согрешения. Не тобою он судим будет, но от Бога". (Преп. Никон Черноризец — 2-а половина 200 столетия).

Болеем ли мы вопросом о судьбе Церкви?

Пусть кто-либо не подумает, что тема о Церкви праздная, не заслуживающая внимания рядового мирянина. Неправильно предоставлять этот вопрос одним только богословам да архиереям. Грешно прикрываться пословицей, что "моя хата с краю и я ничего не знаю". Эта тема должна живо интересовать всех русских, кто в Бога верует и считает себя православным.

Вопрос о Церкви очень важный, особенно при наличии расколов и юрисдикционных распрей. Ведь учение о Церкви есть основной догмат святого Православия, неотменное правило веры православной. Девятый член Символа веры читается так: "Верую… во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Этот символ составлен на Первом и Втором Вселенских Соборах и Называется Никео-Цареградским. Он включён в состав нашего Богослужения и торжественно воспевается за каждой Божественной литургией, а также читается на других церковных службах. Символ веры — душа Православной Церкви, основание её веры. Шестой Вселенский Собор предаёт анафеме каждого, кто изменит его. Поэтому Православная Церковь уже более 1500 лет тщательно оберегает его, как зеницу ока, как величайшую святыню, не допуская ни малейшего изменения или повреждения. Многие наилучшие сыны Церкви тяжело боролись за этот Символ веры и отдавали жизнь свою за него. Они знали, что без Никео-Цареградского Символа веры нет Православия, малейшее нарушение его есть ересь.