Orthodoxy and modernity. Digital Library

Призыв Митрополита я ныне повторяю, потому что он не потерял своей актуальности. Несомненно, что эта враждебная работа против нашего Епископата ведётся агентами врагов Зарубежной Церкви. По сути работа их антирелигиозная, похожая на антирелигиозную работу в Советском Союзе. Там при помощи клеветы и лжи уничтожали Епископов, священников и мирян, устраивали показные судебные процессы, на которых обвиняли подсудимых духовных лиц в преступлениях, ими не совершённых. Здесь в эмиграции, в последние годы, советские агенты не могут посадить нас в тюрьму, чтобы потом уничтожить нас, но вместо этого преследуют нас клеветой. Распространением против нас лжи и неправды, устраивают провокации, извращают факты и события, искажают слова с целью подорвать наш духовный авторитет и посеять смуту в ограде церковной. Против Церкви и против веры в Бога не могут выступать здесь с успехом, поэтому свою работу направили против Епископата.

Всем известно, как ожесточённо и недостойно велась кампания против ныне почившего Архиепископа Иоанна, аскета и молитвенника, которого православные шанхайцы окружали большим почётом и уважением. Устно и в газетах его травили, посадили на скамью подсудимых с целью дьявольски больно досадить ему и со злорадством поиздеваться над ним. Он всё смиренно и терпеливо переносил, но сердце его не выдержало всего глумления над ним, и он скоропостижно скончался.

Ведётся пропаганда против Архиепископа Канадского Виталия. Некий анонимный автор в Торонто, нам хорошо известный, издал брошюру под таким названием: изобразив на обложке восьмиконечный крест, внизу под ним подписал "Сим победишь антихристов" и "Долой зло". Всё содержание этой брошюры направлено против Епископата Зарубежной Церкви, в том числе и против Архиепископа Виталия, которого называет "матёрый волк", а Митрополита Филарета назвал вождём епископов-модернистов, нарушителей канонов.

Против Архиепископа Никона ведёт злобную агитацию некто г. Лавров в издаваемом им журнале "Российское единство". В Австралии ещё недавно велась агитация против Архиепископа Саввы, которая прекратилась благодаря энергичному выступлению в его защиту некоторых общественных российских организаций. В Нью-Йорке недавно издал брошюру некто Сокольский, который в форме открытого письма на имя нашего Митрополита и всего Епископата Зарубежной Церкви подвергает беспощадной критике наши церковные дела, нашего Митрополита и епископов. Не пощадил он и почившего Митрополита Анастасия. Раскритиковав их всех, он пишет в этой брошюре: "Уйдите сами добровольно для пользы и успокоения Церкви в один из наших монастырей… Не отягчайте гнева Божия на себя, соблазняя малых сих на необдуманные действия, вредящие Церкви, своим нежеланием добровольно уйти".

Всем известно, что против меня ведётся грубая кампания в Буэнос-Айресе известными лицами, которые издают свои газеты и журналы на чужие деньги, обливая ушатами помоев меня, как Архипастыря Аргентинской Епархии. Я всё это терпеливо переношу, с большой скорбью о погибели их души, которую каждый из них предал дьяволу. Моей архипастырской задачей является продолжать дело Господа спасению православных христианских душ. И свою задачу я выполняю словом в проповедях, в своём журнале, в беседах и добрым примером своей жизни. Скорблю, когда вижу, что не все слушают мое слово. Я хотел бы видеть свою паству, слушающую голоса своего пастыря и не допускающую в свою среду бодливых козлищ.

Беседа Архиепископа Афанасия, 1969 г.

Ежегодно, с самого начала моего служения нашей Церкви в Аргентине, уже в четырнадцатый раз собирается на свои заседания Епархиальное собрание Аргентинской епархии, созываемое мною и состоящее из духовенства и представителей от прихожан приходов нашей епархии. Значение созыва этих Епархиальных собраний и их постановлений нельзя уменьшить и тем более недооценить. Благодаря этим собраниям, все приходы нашей епархии теснее сплотились, объединились вокруг своего епархиального центра и почувствовали, что они творят собою единое целое, избранное Христово общество, которого Христос является главою. Это священное общество на церковном языке называется малой Церковью, которая, по учению Святого Апостола Павла, есть Тело Христово. Эту Благодатную Церковь Христос-Спаситель вверил руководству, сначала апостолам, а через них их преемникам — Епископам, а от них, т. е. от Епископов, эти последние, т. е. пасомые или общество верующих православных христиан, поручаются руководству настоятелям церковных приходов — священникам или протоиереям. Таким образом, священники, как пастыри православных христианских душ, являются помощниками епископов в деле спасения человеческих душ. Епископы их назначают и поручают им пасти стадо Христово в малой общине или приходе, к которой они приставлены. Под благодатным руководством пастырей и под главенством Епископа верующие объединяются в молитве, в Богослужении, в жизни, составляя приходы церковные для взаимодействия и взаимопомощи в восхождении к Богу в свете Его евангельских заповедей и по указанию церковных правил.

По образу жизни тела человеческого, благодатная жизнь Христова, разливающаяся во всём Теле Церкви Его, одинаково проявляется и в жизни прихода, где по сему всякий христианин должен принимать живое участие в устроении наилучшего приходского дела и тем достигать и своего личного спасения. В живом участии в строительстве церковно-приходской жизни и в соблюдении заповедей Христа и церковных правил в личной жизни каждый прихожанин получает своё место в Церкви Христовой и обильно освящается Божественной благодатью Духа Святого, обитающего в Церкви Христовой. Но пастыри и пасомые, чтобы быть им под освящающей благодатью Духа Святого, обитающего в Церкви Христовой, должны помнить и никогда не забывать слова святого Киприана, епископа Карфагенского: "Епископ в Церкви и Церковь в Епископе, и если кто не с Епископом, тот вне Церкви". При свете всего сейчас нами изложенного должно быть понятно всем нам, что активное участие каждого православного русского человека в церковно-приходской жизни, его деятельная помощь своему приходскому храму, своему приходу, к которому он принадлежит, имеет огромное значение для его личного спасения, для его вечной жизни. Но участие это в церковно-приходской жизни должно совершаться с сознанием, что он делает это во имя Христа и во имя своего спасения от грехов.

Как чада Церкви Христовой, а по учению святого апостола Павла, как части и члены Божественного Тела Христа, верующие должны постоянно совершенствоваться в благодатной жизни, упражняться в добродетельной жизни, искоренять в себе греховные навыки, избегать злых дел, творить добро, в частной и усердной молитве приближаться к Богу, пламенеть любовью и верою во Христе Иисусе. Чада нашей Аргентинской епархии в этом отношении стоят не на последнем месте. Построенные ими и их жертвами храмы, украшенные их лептами и трудами, свидетельствуют об их любви ко Христу, показывают их веру в Бога, а посещение ими воскресных и праздничных Богослужений подтверждает их религиозное настроение и стремление к благочестию. Строительство храмов в нашей епархии уже закончено, и теперь не обременяет оно наши умы и не волнует наши сердца. Но эта сторона дела имеет чисто внешний характер. Есть у нас ещё внутренняя сторона нашего делания на ниве Христовой, это — укрепление благочестия в жизни старшего поколения и религиозно-православное воспитание молодого поколения. На эту сторону нашей жизни и деятельности мы должны обратить наше самое серьёзное внимание. К этому я и призываю сегодня нынешнее Епархиальное собрание. За последние годы, и особенно это стало заметно в нынешнее время, тлетворное и пагубное воздействие на умы и сердца наших пасомых "мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных", как пишет святой апостол Павел (Ефес. 6:12). Это воздействие уже погубило души некоторых из числа нашей паствы и соблазнило других, не окрепших в вере и благочестии. Не ведая, что творят, они стали в ряды врагов Церкви Христовой, а это значит и врагов Божиих, не сознавая этого своего губительного положения. Архипастырь и пастыри скорбят о них и просят Господа возвратить их на путь спасения. Они смотрят на них, как на заблудших овец, которых надо стараться направить на путь истины Христовой и жизни христианской. Не обращать внимания на них нельзя, это было бы грехом с нашей стороны. Святой апостол Иаков поучает нас такими словами: "Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его: пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов" (Иаков. 5:19-20). Эти слова святого апостола Христова следует знать каждому и в своей христианской деятельности их исполнять.

Авторитет нашей Русской Зарубежной Церкви стоял всегда высоко на чужбине, благодаря которому она уже вот почти 50 лет исполняет свою великую историческую миссию за границей. Её миссия состоит в том, чтобы постоянно напоминать русским людям, в рассеянии сущим, идеалы Святой Руси, которые одухотворяли веками русских людей в строительстве государственной жизни и в творчестве русской православной культуры. Эти идеалы воодушевляют и ныне многих наших соотечественников, свивших себе гнёзда и создавших свои очаги в разных странах свободного Западного мира: Европе, Северной и Южной Америке и Австралии. Но есть и разрушители этих идеалов. Эти разрушители периодически, как грибы-поганки после дождя, то там, то сям появляются, где их не ожидают. Как обильный дождь способствует росту и появлению лесных грибов-поганок, так и появление среди нашего православного русского общества разрушителей идеалов Святой Руси, идеалов православно-христианских, обусловлено обилием денежных гонораров от работодателей — врагов Русской Православной Церкви Заграницей и врагов российской антикоммунистической эмиграции. В течение почти 50-ти лет Русская Зарубежная Церковь проповедовала великие заветы славных благочестивых предков наших, творцов русского благочестия, русской православно-христианской культуры и осуществителей на своём жизненном поприще идеалов Христианства, и эта проповедь принесла плоды. Теперь мы с удовлетворением видим, что многие русские люди, я бы сказал большинство их, всё яснее понимают, что только Церковь в силах собрать их воедино и вдохнуть в них душу живую, чтобы они могли жить в исповедывании своей родной и праотеческой веры Православной и свято блюсти от иноземного и инославного разрушения, силой русскости и русского сознания.

Чтобы это лучше понять и оценить, мы сделаем сравнение с пророческим видением пророка Иезекииля, описанным в 37 главе Библии, которую мы читаем за Богослужением в Великую Субботу в виде паремии. После революции на нашей родине в 1917 году миллионы русских людей превратились в сухие кости, которые были разбросаны по всему свету и которые ждут пророческого голоса, чтобы он соединил их воедино, облёк их плотию и вдохнул дыхание жизни, но жизни благодатной и святой. И кто же изречёт нам животворящее слово, кроме Церкви? И Русская Зарубежная Церковь является пророческим животворящим словом, собирающим всех нас, в рассеянии сущих, и поит нас живою водою для утоления нашей жажды и спасения нас от умирания. Это отлично понимают враги нашей Церкви, которые прилагают все усилия, употребляют всевозможные средства, лишь бы только ослабить силу и единство нашей Церкви, посеять смятение и сомнение среди наших верующих и создать расколы и вражду. Этим объясняется причина враждебной кампании против Епископов зарубежной Церкви в США, Канаде, в Аргентине и в Австралии, т.е. там, где живёт и процветает Зарубежная Церковь. А самое опасное и самое разрушительное, что кроется за этой враждебной кампанией, — это отрыв нашей молодёжи от Православной Церкви и потеря своей русской души и своего русского облика. В Аргентине поход тёмных сил на нашу Церковь укрепил верующих в единстве, соединил их с Церковью более сильными и тесными узами и воодушевил их для борьбы с этими тёмными силами, чему мы были свидетелями на нашем общественном собрании в защиту Церкви 17 ноября прошлого года. Поход тёмных сил на нашу Церковь в Аргентине способствовал отсеянию плевел от пшеницы, благодаря чему стало известно, кто наш и кто с Церковью и в защиту Церкви, а вместе Церковью идёт со Христом. В этой борьбе обнаруживается лицемерие одних и фарисейство других, именно тех, которые надевали на себя личину или маску ревности о Православии, о Правде Божьей, а в действительности были врагами и святого Православия, и Правды Божьей. Правда Божья осуществляется на земле в мире, в любви, благочестии, праведности и смирении. Без этих добродетелей не достигается идеал Св. Руси и не осуществляется Правда Божья на земле и среди нашего православного русского общества. Будем же вручать себя Духу Утешителю и просить Его, чтобы Он наставил нас на всякую истину. Будем взывать к Матери Божией, чтобы Она молитвами своими подвигла нас на путь правды и мира и вселила в нас дух ревности о Православии и благочестии. Будем молить Просветителя нашего Св. вел. князя Владимира, да озарит нас Господь, по его молитвам, тем же светом, которым был озарён русский народ при крещении и после крещения Руси. Будем взывать к Богу, Спасителю нашему, дабы Он расточил и рассеял врагов Церкви нашей Зарубежной и избавил нас от козней дьявольских, ополчившихся на нашу Зарубежную Церковь повсеместно и здесь, в Буэнос-Айресе.

Призыв к молодёжи, 1964 г.