The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

По сказанию Писания, расстилание одежд служит выражением чести, а ношение ветвей – признаком торжества. А ты в таинственном смысле пойми из этого, что Господь воссел, когда апостолы подостлали Ему одежды свои, то есть свои добродетели. Ибо если душа не украшена добродетелями, то Господь не восседит на ней. «Предшествовавший» суть пророки, жившие прежде воплощения Христова, а «сопровождавший» – явившиеся после того мученики и преподобные учители, которые подстилают свою одежду Христу, то есть плоть покоряют духу, ибо одежда и покров души есть тело. Они разостлали тела свои на пути, то есть по Христе, ибо «Я семь путь», – сказал Он (Ин. 14, 6). Если кто не расстелит плоти своей, то есть не смирит ее во Христе, Который есть путь и живот, если кто не пребывает в нем постоянно, уклоняясь от всякой ереси и неправды, то Господь не воссядет на нем. «Осанна», по словам некоторых, означает песнь или псалом, а по мнению других, кто и вернее: спаси нас, Сыне Давидов, грядый свыше во имя Господне. Грядущим называется Господь потому что евреи ожидали Его Пришествия. Так говорит и Иоанн: «Ты ли еси грядый», то есть Тот ли Ты, Пришествия Которого ожидают? Или: Грядущим называется Господь, потому что ежедневно ожидается Его второе Пришествие. Поэтому каждому из нас должно всегда ожидать кончины жизни своей и Пришествия Господня и готовиться к тому.

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Народ бесхитростный и простой не завидовал Христу, но и не имел о Нем надлежащего понятия, почему и называл Его пророком. Но так как Он произносит слово «пророк» – с членом, то можно думать, что он разумел в Нем ожидаемого пророка, то есть Того, о Котором Моисей сказал: яко мне пророка вам воздвигнет Господь Бог. Он не сказал просто, без члена пророк, но с членом, то есть именно ожидаемый пророк.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков1 и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников.

Как владыка дома, то есть храма, Он выгнал из него торгующих, показывая сим, что все принадлежащее Отцу, принадлежит и Ему. Сделал Он это и потому, что имел попечение о благолепии храма и хотел показать отменение жертв, изгнав волов и голубей. Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужна молитва: «дом Мой, – говорит Он, – домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Ибо в вертепах разбойничьих совершаются убийства и кровопролития. Или – Он назвал храм вертепом разбойников потому, что в нем были корчемники, продающие и покупающие, так как любостяжательность есть страсть разбойническая. Торжники – то же, что у нас меняльщики, а названы так от слова означающего род малой монеты, каков, например, овол и сребреник. Ныне продают голубей те, которые продают саны церковные, ибо они продают благодать Духа, Который есть голубь. За это и продающие и покупающие изгоняются из высшего и из низшего храма, как недостойные священства. Смотри и ты, чтобы храм Божий, то есть свое сердце, де сделать вертепом разбойников, то есть жилищем демонов. А оно сделается вертепом, если мы будем иметь помыслы о продаже и купле и если будем сребролюбивы до такой степени, что будем заботиться и о самой малой монете. Мы сами себя обратим в вертеп разбойников, если будем продавать и терять голубей, то есть не сохраним в себе даров духовных.

И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

Исцелением больных показывает, что Он хорошо сделал, выгнав Своею властью из храма недостойных. Открывается отсюда и то, что по изгнании иудеев, привязанных к закону и закланию животных, приемлются слепые и хромые из язычников и исцеляются Им.

Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»?

Фарисеи, видя детей, славословящих Христа Давидовой песнью, которую пророк, по-видимому, относит к Богу, разрываются от зависти и негодуют на Христа за то, что Он позволяет о Себе говорить то, что относится к Богу. А Он, вполне одобряя это, говорит: ей, Я не только не запрещаю им говорить это обо Мне, но даже привожу пророка во свидетели и обнаруживаю ваши незнание и зависть. Ибо разве вы не читали и не разумели слов пророческих: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8, 3)? «Устроил» – значит воздал полную и совершенную хвалу. Хотя они (дети) по возрасту и считаются несовершенными, но они не от собственного ума говорили то, что говорили, а устами их изрекал Дух Святой. Поэтому и говорит Он: «из уст младенцев», показывая, что слова не от их ума происходили, но уста их были движимы Божественною благодатью. Означалось этим и то, что Христа будут славословить младенцы и неразумные, то есть язычники. Заключалось в сем и то утешение для апостолов, что и им дано будет слово, хотя они были и неучены. И ты, если будешь незлобив и будешь подобно младенцу сосать духовное млеко – Божественные слова, то удостоишься воспевать Богу песнь победную.

И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

Господь удаляется от них как от недостойных и приходит в Вифанию, что означает дом послушания, и таким образом переходит от непокорных к послушным Ему и водворяется у них, ибо сказано: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6, 16. Ср.: Лев. 26, 12).

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Господь часто совершал чудеса, и всегда на пользу всем, а ни одного чуда не сделал в наказание; чтобы кто-нибудь не подумал, что Он не может наказывать, Он показывает здесь и эту силу, впрочем, не на людях, но, по человеколюбию Своему, на дереве, подобно как и прежде сего на стаде свиней. Он иссушает дерево, чтобы вразумить иудеев.

Примечание. Сюда относится следующее сказание, дошедшее до нас от древних мудрых старцев. Они говорили, что эта смоковница была древо древнего преслушания, из листьев которого и сделали себе одежду преступники. Поэтому, как бывшая виною греха, весьма человеколюбиво теперь проклята Христом, чтобы не приносила более плода, поскольку второе Пришествие Христово будет не для вочеловечения, но для суда и исследования дел. Ученики удивляются, и справедливо; это дерево гораздо сочнее других деревьев, и поэтому было особенно дивно то, что оно так скоро засохло. Смоковница означает синагогу иудейскую, которая имеет одни только листья, то есть видимую букву, но не имеет плода духовного. И всякий человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, то есть временный и преходящий призрак мира сего. И он будет проклят, ибо сказано: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25, 41). И он иссохнет, ибо как будет мучиться в огне, у него засохнет язык, как у известного богача.