The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами.

Как Фараону Бог посмеялся через Моисея, так Ироду посмеялся через волхвов, так как оба они, и Ирод и Фараон, были детоубийцы: Фараон, потому что убивал в Египте еврейских детей мужеского пола, а Ирод – потому что избил детей вифлеемских.

Весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме.

Разгневался на волхвов за то, что презрели его и не возвестили ему о родившемся Царе, которого он хотел открыть и умертвить. Поэтому и велел избить всех младенцев, чтобы вместе с ними убить и Помазанного. Для чего же попущено избиение младенцев? Для того, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит, или для оставления грехов, или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

И во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит.

Чтобы кто не подумал, что избиение младенцев случилось без воли Бога, показывает, что Он знал это наперед и предсказал.

Глас в Раме слышен.

Рама занимала возвышенное место в Палестине, как и самое название ее означает «высокая», и досталась в удел колену Вениаминову. Вениамин же был сын Рахили, а Рахиль погребена в Вифлееме. Пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она погребена была в нем.

Плач и рыдание

были слышны в Раме, то есть на высоте, говорит далее пророк, потому что плач и рыдание и вопль великий.

Рахиль плачет о детях своих.

Рахиль, то есть Вифлеем.

И не хочет утешиться, ибо их нет.

Только в сей жизни, ибо души бессмертны.

По смерти же Ирода.

Горькую кончину имел Ирод: он изверг свою нечестивую душу, пораженный горячкою, болью в животе, водяною в ногах, гниением тайного члена, порождавшим червей, одышкою, трясением тела и судорогами.

Се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву.

Не говорит: «беги», но «иди», потому что страха уже не было.

Ибо умерли искавшие души Младенца.

Где Аполлинарий, который говорил, что Господь не воспринял души человеческой? Вот обличение против его лжемудрия!

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти.