The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

То есть в Котором Я успокаиваюсь, в Котором милостив.

Глава четвертая

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню.

Сим учит нас, что после крещения особенно надобно ожидать искушений. Отводится Духом Святым, ибо Он ничего не делал без Духа. Отводится же именно в пустыню, чтобы показать нам, что диавол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и без помощи других. Поэтому нам не должно оставаться без совета и полагаться только на себя.

Для искушения от диавола.

Диавол называется так, то есть клеветником, потому что клеветал на Бога Адаму, когда сказал ему: Бог завидует вам. Он и ныне клевещет на добродетель.

И, постившись.

Постится, чтобы показать, что пост есть такое же сильное оружие против искушений и диавола, как пресыщение служит источником всякого греха.

Сорок дней и сорок ночей.

Постится столько времени, сколько Моисей и Илия, а если бы дольше, то воплощение Его показалось бы призрачным.

Напоследок взалкал.

Когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу.

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Слышал этот разбойник голос с неба: «Сей есть Сын Мой», но вот видит, что он взалкал, и недоумевает, как может алкать Сын Божий. Почему, желая удостовериться, искушает Его. Словами «если Ты Сын Божий» он льстит Ему, надеясь тем что-нибудь выкрасть у Него.

Вопрос: Но что за грех было претворить камни в хлебы?

Ответ: Знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было – грех. Притом диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но «камни сии», желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его.

Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Это свидетельство заимствовано из Ветхого Завета. Именно так говорит Моисей. И евреи питались манною не как обыкновенным хлебом: поскольку она, по слову Господню, удовлетворяла всякой нужде их и заменяла все, чего бы – кто ни захотел есть. Рыбы ли хотел иудей, яйца ли, сыра ли, молока ли, мяса ли, манна удовлетворяла всякому требованию вкуса его.

Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма.