The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Выше заповедал нам нечто великое и трудное, а здесь показывает, как сие может быть выполняемо, а именно – посредством непрестанной молитвы; не сказал; просите один раз, но – «просите», то есть непрестанно. Потом подтверждает слова свои примером человеческим, как бы так говоря: кто усердно ищет чего-либо, тот обыкновенно находит искомое, и кто, стоя у дверей, непрестанно стучится в них и дожидается с терпением, тому когда-нибудь непременно отворят; так думай и о духовном прошении.

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

Представляя в пример то, как и чего дети с успехом выпрашивают у своих родителей, Господь учит нас, что и у Отца Небесного должно также просить постоянно и только полезного. Вы сами, говорит, видите, как ваши дети просят у вас полезного, на примере хлеба, рыбы; и в том случае, когда они просят именно полезного, вы даете им, противного же тому не даете, хотя и просят; так точно и вы ищите духовного, а не плотского.

Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Называет людей лукавыми по сравнению их с Богом, поскольку природа наша, как создание Божие, добра. Только по собственной воле мы стали лукавыми и остаемся лукавыми вопреки неизреченной Божией благостыни.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Здесь показывает нам кратчайший путь к добродетели, поскольку мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим. Так, если хочешь, чтобы тебе благотворили, сам благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби сам врагов; если хочешь, чтобы тебе никто не досаждал, не досаждай и ты никому; если хочешь, чтобы тебя все любили, и ты люби всех. Вообще, чего не любишь сам, того не делай другим, в сем случае закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.

Тесными вратами называет искушения, как произвольные, например пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие, так и непроизвольные, каковы узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее, что Иов и нехотя потерпел. Как человек тучный или с большой ношей не может пройти узким местом, так и сластолюбивый или богатый. А идут широким путем. Вместе словами «врата» и «путь» показывает и то, что как теснота временна, так и широта скоро преходяща. Ибо кто терпит обиды, тот как бы проходит только сквозь некоторые ворота; равно и сластолюбивый, предаваясь сластолюбию, проходит как бы только некоторый путь. Но как то и другое временно, то выбирай лучшее.

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Слово «что» означает удивление. Господь дивится: «Ах, как узки врата!» – то есть как прискорбна добродетель!

Вопрос: Как же в другом месте Он говорит: «бремя мое легко»?