The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Здесь показывает нам кратчайший путь к добродетели, поскольку мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим. Так, если хочешь, чтобы тебе благотворили, сам благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби сам врагов; если хочешь, чтобы тебе никто не досаждал, не досаждай и ты никому; если хочешь, чтобы тебя все любили, и ты люби всех. Вообще, чего не любишь сам, того не делай другим, в сем случае закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.

Тесными вратами называет искушения, как произвольные, например пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие, так и непроизвольные, каковы узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее, что Иов и нехотя потерпел. Как человек тучный или с большой ношей не может пройти узким местом, так и сластолюбивый или богатый. А идут широким путем. Вместе словами «врата» и «путь» показывает и то, что как теснота временна, так и широта скоро преходяща. Ибо кто терпит обиды, тот как бы проходит только сквозь некоторые ворота; равно и сластолюбивый, предаваясь сластолюбию, проходит как бы только некоторый путь. Но как то и другое временно, то выбирай лучшее.

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Слово «что» означает удивление. Господь дивится: «Ах, как узки врата!» – то есть как прискорбна добродетель!

Вопрос: Как же в другом месте Он говорит: «бремя мое легко»?

Ответ: «Бремя Его легко» по причине будущих воздаяний.

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.

Еретики обыкновенно бывают хитры и притворны, поэтому говорит: «Берегитесь (будьте осторожны)». Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается уда. Под овечьей одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить. Они узнаются по плодам своим, то есть по делам и жизни. Хотя бы они (для других) на время и скрывались, но для внимательных всегда бывают явны.

Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Лицемеры суть терновник и репейник: терновник, потому что уязвляют тайно, репейник как хитрые и находчивые. Под злым же, то есть поврежденным, древом разумеется всякий, кого растлевает изнеженная и распутная жизнь, кто имеет дела лукавые и смрадные, неприятные Богу.

Но может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.