The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Пока оно зло или испорчено, не может; если же переменится и освободится от порчи, может приносить добрые плоды, потому что всякий человек от своей воли бывает или худ или добр. Заметь же, Господь не сказал: никогда не будет в состоянии приносить добрые плоды, но только дотоле, пока испорчено.

Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

Это направляет против иудеев, как и Иоанн говорит им то же (выше гл. 3, ст. 10). Человека сравнивает с древом, поскольку, если захочет, может быть привит от бесплодного греха к добродетели, подобно как прививают бесплодное дерево, чтобы было плодоносно.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдете Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Здесь словами: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» – объявляет Себя Богом». Далее, словами «исполняющий волю», научает нас, что, ежели мы будем иметь веру без дел, не получим от того никакой пользы, ибо не сказал: сотворивший волю однократно, но – творящий оную до самой смерти. Не сказал притом – волю Мою, чтобы не соблазнить слушателей, но – «волю Отца Моего», хотя нет сомнения, что воля у Отца и Сына одна.

Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними и недостойные; и демоны обращались в бегство собственно от имени Иисуса. Благодать действует и через недостойных, так как мы, например, освящаемся и через недостойных священников: и Иуда творил чудеса, и сыны Скевы. Что же касается до слов: «никогда не знал вас», то это значит: Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем Моим творили чудеса; знанием здесь называется любовь.

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

Без Бога добродетель не может быть совершаема, поэтому говорит: «уподоблю мужу благоразумному». Камень есть Христос, а дом – душа, итак, кто устроит душу свою в делании заповедей Христовых, того не могут сокрушить ни дождь, то есть падший с неба диавол, ни реки, то есть вредные люди, размножающиеся от сего дождя, ни ветры, или духи лукавые, ни вообще все искушения.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Не сказал: уподоблю его, но – сам собою «уподобится» неразумному тот, кто верует, но дел не творит. Такой человек строит на песке, то есть на непрочном основании, поэтому от искушений он падает. Когда попрется, то есть устремится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, потому что они и так уже всегда лежат на земле; если падает, то верующий. Оттого-то и падение бывает великое, что он падает, будучи христианином.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Дивились не начальники (ибо как они могли дивиться, когда завидовали Ему?), но дивился незлобивый простой народ; дивились же не красоте речей, но свободе и важности Христа, Который показал Себя важнее самих пророков, ибо те говорили: «сие глаголет Господь», а Христос, как Бог, говорил: «Я говорю вам».

Глава восьмая