The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

Без Бога добродетель не может быть совершаема, поэтому говорит: «уподоблю мужу благоразумному». Камень есть Христос, а дом – душа, итак, кто устроит душу свою в делании заповедей Христовых, того не могут сокрушить ни дождь, то есть падший с неба диавол, ни реки, то есть вредные люди, размножающиеся от сего дождя, ни ветры, или духи лукавые, ни вообще все искушения.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Не сказал: уподоблю его, но – сам собою «уподобится» неразумному тот, кто верует, но дел не творит. Такой человек строит на песке, то есть на непрочном основании, поэтому от искушений он падает. Когда попрется, то есть устремится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, потому что они и так уже всегда лежат на земле; если падает, то верующий. Оттого-то и падение бывает великое, что он падает, будучи христианином.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Дивились не начальники (ибо как они могли дивиться, когда завидовали Ему?), но дивился незлобивый простой народ; дивились же не красоте речей, но свободе и важности Христа, Который показал Себя важнее самих пророков, ибо те говорили: «сие глаголет Господь», а Христос, как Бог, говорил: «Я говорю вам».

Глава восьмая

Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Рассудительный прокаженный, чтобы не воспрепятствовать учению, не взошел на гору. Но когда Христос сошел с горы, он поклонился Ему и показал великую веру; он не сказал: если помолишься Богу, можешь меня очистить, но – «если хочешь».

Поэтому:

Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Христос прикоснулся к прокаженному, чтобы показать, что Он не связан законом, запрещающим прикасаться к прокаженному, но что Он, напротив, Господь его; что для чистого нет ничего нечистого и что святая плоть Его сообщает освящение. Впрочем, избегая славы, повелевает прокаженному никому не сказывать, что Христос очистил его, но показаться священнику, потому что если бы священник не объявил прокаженного чистым, то, по иудейскому закону, ему должно было бы оставаться вне города. Притом, во свидетельство иудеям, Христос велит принести дар, как бы так говоря: когда Меня станут обвинять как нарушителя закона, ты будешь свидетелем против сего, потому что приказываю тебе принести, что предписывается законом (Лев. 13, 46; 14, 2.4-10)

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его.

И сотник сей также не взошел на гору, чтобы не прервать учения. Это тот же сотник, о котором говорит евангелист Лука (7, 2). Хотя Лука говорит, что он послал к Иисусу иудейских старцев, но это не противоречит словам евангелиста Матфея, который говорит, что сотник пришел сам. Дело было, вероятно, так: сначала он послал других, а потом, когда возвысилась опасность смерти, пошел сам и сказал: