The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

Сотник не принес слуги на одре, веруя, что (Христос) может исцелить его и заочно.

Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Если я, говорит, будучи сам раб царя земного, повелеваю подчиненным мне воинам, то Ты тем более можешь повелевать смерти и болезням, так чтобы они одного оставили и обратились на другого, ибо телесные болезни суть воины и мстители у Бога. Вот почему Христос удивляется и говорит: Я и в израильтянах не нашел такой веры, как в этом язычнике. Иные же толкуют эти слова так: знаменитый между ветхозаветными патриархами Иаков, увидев досягающую до неба лествицу, по которой Ангелы Божии восходили и нисходили, признал, что Бог находится только на известном месте, а не везде, ибо сказал: «яко есть Господь на месте сем, аз же неведях» (слав.). И еще: «яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий» (слав.). Удивляется же Господь вере язычника, как весьма великой, и говорит: «и в Израиле не нашел Я такой веры», то есть в Иакове, какую в нем, ибо Иаков думал, что Бог есть только на месте том, а сей признал Меня вездесущим и всемогущим и сказал: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царство Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Не сказал, что многие язычники возлягут, чтобы не оскорбить иудеев, но сказал прикровенно – «с востока и запада». Об Аврааме упомянул для того, чтобы показать, что Он не противник Ветхого Завета, в котором жил Авраам. Названием внешней тьмы показал, что есть и внутренняя тьма, легчайшая первой, ибо есть степени и в муках. Иудеев называет сынами царствия, поскольку им даны были обетования: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4, 22).

И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Сотник, в тот же час возвратясь в дом свой, нашел слугу своего здоровым. Исцелив словом, Господь показал, что истинны слова Его и об иудеях: изгнаны будут.

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

Вошел в дом Петра для того, чтобы вкусить пищи, прикосновением же к руке тещи Петровой не только погасил огонь горячки, но и доставил сей жене совершенное здоровье, так что возвратились ее силы, и она в силах была служить Ему. А мы знаем, что для больных, очень обессилевших, много нужно времени, чтобы снова окрепнуть в силах. Другие евангелисты говорят, что Христос исцелил Петрову тещу по просьбе о том, но Матфей, для краткости, опустил это. Я уже говорил тебе вначале, что иной из них упоминает о том, о чем другой умалчивает. При этом ты заметь также, что брак нимало не препятствует добродетели, ибо и верховный апостол имел тещу.

Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Недужных привели к Нему вечером, не вовремя, но Он, как человеколюбец, исцелил всех. Затем, чтобы ты не усомнился, как Он мог в короткое время исцелить столько болезней, евангелист приводит в свидетеля Исаию. Хотя пророк говорит о грехах, но Матфей приложил его слова и к болезням, так как большая часть их рождаются от грехов.

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону.

Ибо не был Он славолюбив, а вместе хотел уклониться и от зависти иудеев.