В.М. Острецов-ЧЕРНАЯ СОТНЯ И -КРАСНАЯ СОТНЯ-МОСКВА -ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО-Военно-патриотическое литературное объединение

Наибольшей активностью среди отделов Р. С. отличается Одесский отдел, в котором председательствует Б. Пеликан. Он издает монархическую газету «Русская Речь». Газета с первого дня своего издания выделялась своей непримиримостью к «жидо-масонам и их союзникам — красным». Газета не раз подвергалась административным преследованиям за критику властей.

В декабре 1904 г., когда в стране при прямом попустительстве прекраснодушного министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского в столице нарастали беспорядки и власть делала вид, что ее ничто не касается, когда уже готовилась гапоновская манифестация к Зимнему дворцу, Р. С. направило к царю депутацию с адресом, в которою в частности говорилось:

«Русское Собрание возникло в те дни, когда обозначилась в русских людях необходимость сплотиться ради мирной работы и духовного противодействия чуждым нашему отечественному укладу течениям... В духовном единении со всеми истинно русскими людьми Русское Собрание знает, что мощь нашей Родины зиждется на нераздельных святынях православия и народности... Мощь России в укреплении русского духа».

Царь принял депутацию благосклонно и пожелал Р. С. «дальнейшего развития».

В то время быть правым, быть консерватором и монархистом уже значило быть героем. На либеральный террор «власть Хама» в 1906 г. жаловался даже Мережковский. Когда вся печать была враждебна этим началам и глумилась над ними как только ей хотелось, выражать правые взгляды значило наверняка удостоиться эпитетов «реакционера», «прислужника охранки», «жалкого холуя» и т. д. Одна из немногих правых газет в Москве того времени «Московские Ведомости», издаваемые В. А. Грингмутом, писала о Русском Собрании, что его деятельность звучит «резким диссонансом в прогрессивном концерте».

В ноябре 1905 г. Р. С. публикует свою избирательную программу, легшую в основу многих других правых организаций. Как известно, манифест 17 октября 1905 г. левые либеральные круги восприняли как ограничение самодержавия и введение конституционной монархии. Правые не признали такой трактовки и настаивали на том, чтобы самодержавие осталось, как и было встарь, неограниченных. Из пунктов программы наиболее характерны следующие:

«§ 1. Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение... Голос ее должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах.

§ 2. Царское Самодержавие должно основываться на постоянном единении Царя с народом.

§ 3. Самодержавный Царь не тождествен в глазах русского народа с правительством, и последнее несет на себе ответственность за всякую политику, вредную православию, царскому самодержавию и русскому народу.

§ 8. Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно готовности отдельной народности служить России и русскому народу в достижении общегосударственных задач... Все попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы.

§ 9. Еврейский вопрос должен быть разрешен законами и мерами управления особо от других племенных вопросов в виду продолжающейся стихийной враждебности еврейства к христианству и нееврейским национальностям и стремлений евреев к всемирному господству.

§ 13. Верховным мерилом деятельности государственного управления под самодержавным Царем в единении Его с народом должно быть народное благо, причем государство, открывая достаточно простора для местного самоуправления, должно блюсти, чтобы это самоуправление нигде не клонилось к ущербу русских народных интересов религиозных, умственных, хозяйственных, правовых и политических».

Родственными Русскому Собранию были другие монархические общества, возникшие в 1905 г. и принявшие эту программу. Это «Лига Московских патриотов», «Бессарабская патриотическая лига» П. Крушевана, «Общество националистов» Киева и Одессы, «Русское Вече» в Вильне, партия «Минин и Пожарский» в Нижнем Новгороде и многие другие.

Русское Собрание издавало с 1903 г. «Известия Русского Собрания» (еженедельник), а также «Сельский Вестник», «Пахарь» и «Русское Дело» (оба под редакцией С. Шарапова), журнал «Мирный Труд» проф. Вязигина (в Харькове), «Русь православная и самодержавная» (в Казани), «Русский Листок», «Русская Речь» (в Одессе) а еще целый ряд других печатных органов, стоящих на тех же позициях.