Pitanov V.Y.

Попытаемся подытожить все вышесказанное и выделить принципиальные отличия агни-йоги от православного вероучения.

Православие Агни-йога Монотеизм Пантеистический монизм Бог – Личность Бог - безличная психическая энергия Иисус Христос – Бог, ставший Богочеловеком Иисус Христос – человек, ставший Богом Спасение осуществляется синергийно, в соработничестве Бога и человека Спасение - в познании своего «высшего Я» Спасение есть освобождение от греха Спасение в знании Грех есть отчуждение от Бога Грех - незнание того, что ты есть Бог Покаяние – основа духовной жизни Покаяние не является необходимым Зло не онтологично, оно представляет собой злоупотребление свободной волей Зло естественно, это фон, на котором проявляется добро Вера – встреча, единство Бога и человека Вера есть самогипноз Человек живет один раз Человек много раз перевоплощается

Как мы можем видеть, учение агни-йоги принципиально отличается от православного вероучения, хотя его адепты считают себя последователями «истинного учения Христа»: «Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо облик истинного Христа – Учителя живет в душе нашей… мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его, Христова Учения»386. Вместе с тем, доктрина агни-йоги также не соответствует тому учению, которое излагается в книгах Добротолюбия, несмотря на рекомендацию Е.И. Рерих их читать. Это позволяет нам применить к книгам агни-йоги следующие слова святых отцов: «Если встретишь книгу, которая слывет еретическою, не желай прочитать ее, чтоб не наполнить сердце своего ядом смертоносным; но содержи то, в чем просвещен, ничего не прибавляя к тому, и ничего не убавляя от того»387; «Когда кто из знакомых твоих держится еретических мудрований, увещевай его познать правую веру, но не состязайся с ним, и не желай слышать, как он мудрствует, чтоб не заразиться ядом его. Если он пожелает услышать истину веры, приведи его к святым отцам, которые могут оказать ему пользу во Христе. Таким образом ты поможешь ему по Богу без вреда себе. Но если он по первом и втором увещании не исправится, то такого по слову апостола, отрицайся (Тит.3:10)»388.

Приложение 1.

Личное свидетельство

Читатели, предпочитающие язык документально подтвержденных фактов, могут оставить без внимания данную часть работы, так как она может быть названа субъективной. В ней автор хотел бы отразить семилетний опыт собственного изучения агни-йоги и поделиться некоторыми наблюдениями, связанными с психологией последователей этого движения.

Учение живой этики является, несомненно, целостной и независимой мировоззренческой системой. Оно способно полностью заменить собой любые религиозные взгляды, каких бы до этого ни придерживался человек. Эта подмена происходит постепенно, сам же последователь считает, что он лишь дополняет и расширяет те познания, которые были у него ранее. Большинство адептов рериховского движения искренне считают себя православными людьми, не осознавая, что уже давно отошли от вероучения Православной Церкви. Форма изложения учения достаточно своеобразна, книги живой этики представляют собой своего рода мозаичную подборку стихов на разные темы. Действие чтения книг агни-йоги, структурированных в виде кратких стихов, повторяющихся через определенный промежуток текста, очень напоминает эффект 25 кадра, когда информация внушается на подсознательном уровне. Новичку очень тяжело составить общее впечатление об учении, так как каждый стих дает лишь фрагментарное описание темы. Цельная картина учения вырисовывается только через несколько лет изучения агни-йоги. Учение кажется логичным его последователям, что дает им возможность достаточно просто его защищать, по крайне мере, в собственных глазах.