Pitanov V.Y.

Сходства32

Библия Агни-йога Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты (Пс.138:7-8). …всеначальная энергия наполняет все сущее (Надземное. 213). И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин.10:28). Всеначальная энергия или энергия психическая дает бессмертие… (Письма Е.Рерих. Т. 2. (Письмо от 31.08.36). С. 205). Я Бог Всемогущий… (Бытие.17:1). Богу все возможно… (Мф.19:26)

…психическая энергия властвует над физическими законами (Мир Огненный.ч.1. 623). …Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 45:2) …психическая энергия может помочь человечеству на всех путях (АУМ.358). …ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… (Кол.1:16). …всеначальная энергия самодеятельна. (Братство.ч.1. 553). Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? (Иов.34:13). …энергия психическая определяет течение эволюции (Беспредельность.ч.1.73).

Различия

Библия Агни-йога Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26). …психическая энергия, конечно, проистекает от каждого организма, ее имеющего (Иерархия.229). … верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим.5:2). …психическая энергия возобновляется, прежде всего, чувством…(АУМ.515). Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. (Чис.23:19); Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17); Ибо Я - Господь, я не изменяюсь (Мал.3:6). …Мы видим, насколько мельчает психическая энергия. (Надземное. 32); …всеначальная энергия…вибрирует и постоянно космически изменяется (Надземное. 697). Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев (Иов.8:20).

…Психическая энергия в руках человеческих есть самое страшное оружие (Мир Огненный. Ч.3. 409).

Как уже отмечалось выше, в агни-йоге понятия психическая энергия, всеначальная энергия и благодать понимаются как синонимы: «Может быть вы слышали о Благодати? Она существует и есть ни что иное, как психическая энергия»33. Что в христианстве понимается под благодатью? Греческое слово haris обычно переводится как «благодать», но спектр значений этого слова огромен. В Синодальном переводе Нового Завета слово «харис» передано по-разному: «благодать» (Лк.4:22; Деян. 7:46; 14:26; 15:40; Кол.4:6); «любовь» (Деян.2:47; Лк. 2:52); «подаяние» (1Кор.16:3); «доброе дело» (2Кор.8:6); «благодарение» (Лк.17:9; 2Кор.8:16); «благодарность» в значении «вознаграждение» (Лк 6:32-34). В каждом конкретном случае это слово переводится в зависимости от того, какое из его значений наиболее адекватно передает смысловое содержание текста. Также благодать понимается как сила Божия, сила Христова (2Кор.12:9) или энергия Святого Духа.

В учении живой этики материя и дух едины, они являются разными проявлениями одной и той же психической энергии, которую учение также называет Святым Духом: «Святой Дух христиан являет признаки психической энергии так же, как Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи»34; «Представление, что материя и дух совершенно отличны друг от друга и оба вечны, конечно же, никак не могло прийти мне в голову, как бы мало я ни знал о них, ибо одна из элементарных и основополагающих доктрин оккультизма гласит, что оба они суть одно, отличаясь лишь в своих проявлениях, и причем только в ограниченных восприятиях чувственного мира»35.

Согласно учению живой этики, агни-йог должен управлять психической энергией, (т.е. Святым Духом, каким он представлен в агни-йоге): «Психическая энергия, посланная (агни-йогом. – В.П.) с добрым намерением, оказывает целебное воздействие»36; «Агни Йог являет мощное нагнетение энергии, которая творит соответственно с явленным Пространственным Огнем…»37.

Изложенное в вышеприведенных цитатах представление агни-йоги о Святом Духе абсурдно с точки зрения христианского богословия. Святой Дух есть Бог, Он не меньше Бога Отца и Бога Сына. Он – Личность. Оккультисту очень трудно не только осознать это, но даже, чаще всего, просто понять, так как учение Церкви о Святом Духе противоречит всей системе его представлений о мире. Святой Дух всемогущ (1Кор.12:8-11), всеведущ (1Кор.2:10), Он участвовал в творении мира (Быт.1:2), в творении человека (Иов.33:4), Он – Творец, поэтому сама мысль о возможности управлять Им, с точки зрения христианина, кощунственна.

Психическая энергия бессознательна, сознанием обладает «космическая иерархия», которая трансформирует и эволюционно направляет психическую энергию. Психическая энергия проявляет себя, в частности, как коллективный разум (иерархия сил «света»), в котором каждый отдельный индивидуум является так сказать мозговой клеткой единого разума: «Разум есть наименование, данное совокупности Состояний Сознания, сгруппированных под определительными – Мысль, Воля и Чувства…. Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум ... . каждая имеет свою индивидуальность или особую жизнь, с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в еще более обширную Индивидуальность, которой подчинены ее личные интересы и каждая заключает в себе еще меньшие индивидуальности»38. Следуя логике данного учения, мы приходим к выводу: бессознательная психическая энергия из самой себя порождает сознательные индивидуальности. Таким образом, психическая энергия не обладает сознанием, сознанием обладает ее творение – человек, который, в силу своей сознательности, может управлять своим творцом. Вместе с тем учение утверждает, что психическая энергия есть «Абсолютный Разум»39, но не разъясняет каким образом, в таком случае, она может быть бессознательной, т.е. как она может обладать разумом и при этом не обладать сознанием? Вероятно, пишущий эти строки является человеком «малого сознания» и читает книги учения «мертвым духом», в отличие от создателей учения агни-йоги, сознание которых эти противоречия легко вмещает: «Люди малого сознания никак не могут понять, что всю свою жизнь они только и делают, что более или менее удачно для себя или благотворно на общее благо приспосабливаются к вмещению противоположений, и, если Вы укажете им на это, будут яростно отрицать и возмущаться. Вмещение пар противоположений в их сознании принимает личину лицемерия, и они даже в Учении находят противоречия и, в лучшем случае, непоследовательность. Они читают Учение мертвым духом и каждое утверждение принимают в его одном исключительном приложении. Сложный рисунок жизни не вмещается и ускользает от ограниченного сознания»40.

Фактически в учении агни-йоги место Бога занимает иерархия сил «света»: «Уважение к Иерархии утвердит близость Высшего Мира. Как прочные мосты к тому берегу, вы найдёте в сотрудничестве с Иерархией. Каждое верование открывает и Ангелов Хранителей, и Руководителей, и Утешителей - под разными именами то же понятие Иерархии. Действительно, пусть каждый понимает по-своему, но пусть каждое сердце стремится кверху. Только в этом путь к совершенствованию»41.