Pitanov V.Y.

…Психическая энергия в руках человеческих есть самое страшное оружие (Мир Огненный. Ч.3. 409).

Как уже отмечалось выше, в агни-йоге понятия психическая энергия, всеначальная энергия и благодать понимаются как синонимы: «Может быть вы слышали о Благодати? Она существует и есть ни что иное, как психическая энергия»33. Что в христианстве понимается под благодатью? Греческое слово haris обычно переводится как «благодать», но спектр значений этого слова огромен. В Синодальном переводе Нового Завета слово «харис» передано по-разному: «благодать» (Лк.4:22; Деян. 7:46; 14:26; 15:40; Кол.4:6); «любовь» (Деян.2:47; Лк. 2:52); «подаяние» (1Кор.16:3); «доброе дело» (2Кор.8:6); «благодарение» (Лк.17:9; 2Кор.8:16); «благодарность» в значении «вознаграждение» (Лк 6:32-34). В каждом конкретном случае это слово переводится в зависимости от того, какое из его значений наиболее адекватно передает смысловое содержание текста. Также благодать понимается как сила Божия, сила Христова (2Кор.12:9) или энергия Святого Духа.

В учении живой этики материя и дух едины, они являются разными проявлениями одной и той же психической энергии, которую учение также называет Святым Духом: «Святой Дух христиан являет признаки психической энергии так же, как Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи»34; «Представление, что материя и дух совершенно отличны друг от друга и оба вечны, конечно же, никак не могло прийти мне в голову, как бы мало я ни знал о них, ибо одна из элементарных и основополагающих доктрин оккультизма гласит, что оба они суть одно, отличаясь лишь в своих проявлениях, и причем только в ограниченных восприятиях чувственного мира»35.

Согласно учению живой этики, агни-йог должен управлять психической энергией, (т.е. Святым Духом, каким он представлен в агни-йоге): «Психическая энергия, посланная (агни-йогом. – В.П.) с добрым намерением, оказывает целебное воздействие»36; «Агни Йог являет мощное нагнетение энергии, которая творит соответственно с явленным Пространственным Огнем…»37.

Изложенное в вышеприведенных цитатах представление агни-йоги о Святом Духе абсурдно с точки зрения христианского богословия. Святой Дух есть Бог, Он не меньше Бога Отца и Бога Сына. Он – Личность. Оккультисту очень трудно не только осознать это, но даже, чаще всего, просто понять, так как учение Церкви о Святом Духе противоречит всей системе его представлений о мире. Святой Дух всемогущ (1Кор.12:8-11), всеведущ (1Кор.2:10), Он участвовал в творении мира (Быт.1:2), в творении человека (Иов.33:4), Он – Творец, поэтому сама мысль о возможности управлять Им, с точки зрения христианина, кощунственна.

Психическая энергия бессознательна, сознанием обладает «космическая иерархия», которая трансформирует и эволюционно направляет психическую энергию. Психическая энергия проявляет себя, в частности, как коллективный разум (иерархия сил «света»), в котором каждый отдельный индивидуум является так сказать мозговой клеткой единого разума: «Разум есть наименование, данное совокупности Состояний Сознания, сгруппированных под определительными – Мысль, Воля и Чувства…. Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум ... . каждая имеет свою индивидуальность или особую жизнь, с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в еще более обширную Индивидуальность, которой подчинены ее личные интересы и каждая заключает в себе еще меньшие индивидуальности»38. Следуя логике данного учения, мы приходим к выводу: бессознательная психическая энергия из самой себя порождает сознательные индивидуальности. Таким образом, психическая энергия не обладает сознанием, сознанием обладает ее творение – человек, который, в силу своей сознательности, может управлять своим творцом. Вместе с тем учение утверждает, что психическая энергия есть «Абсолютный Разум»39, но не разъясняет каким образом, в таком случае, она может быть бессознательной, т.е. как она может обладать разумом и при этом не обладать сознанием? Вероятно, пишущий эти строки является человеком «малого сознания» и читает книги учения «мертвым духом», в отличие от создателей учения агни-йоги, сознание которых эти противоречия легко вмещает: «Люди малого сознания никак не могут понять, что всю свою жизнь они только и делают, что более или менее удачно для себя или благотворно на общее благо приспосабливаются к вмещению противоположений, и, если Вы укажете им на это, будут яростно отрицать и возмущаться. Вмещение пар противоположений в их сознании принимает личину лицемерия, и они даже в Учении находят противоречия и, в лучшем случае, непоследовательность. Они читают Учение мертвым духом и каждое утверждение принимают в его одном исключительном приложении. Сложный рисунок жизни не вмещается и ускользает от ограниченного сознания»40.

Фактически в учении агни-йоги место Бога занимает иерархия сил «света»: «Уважение к Иерархии утвердит близость Высшего Мира. Как прочные мосты к тому берегу, вы найдёте в сотрудничестве с Иерархией. Каждое верование открывает и Ангелов Хранителей, и Руководителей, и Утешителей - под разными именами то же понятие Иерархии. Действительно, пусть каждый понимает по-своему, но пусть каждое сердце стремится кверху. Только в этом путь к совершенствованию»41.

Идея «иерархии» является одной из ключевых в агни-йоге, так как согласно ее учению, без «иерархии» невозможно «духовная эволюция» человека и человечества. Иерархия управляет «эволюцией материи» и поддерживает с помощью «психической энергии» жизнь. Но странно, что отдельные «иерархи» обладают личным началом, т.е. способностью к самосознанию, а их источник – психическая энергия – нет. Идея «иерархии» в трактовке агни-йоги полностью противоречит православному учению о духовном мире. В основе православной ангелологии лежат свидетельства Священного Писания об ангельском мире (Ис.6:2; Быт.3:24; Исх.25:18-22 и т.д.). Однако, в отличие от учения агни-йоги, для христиан Бог как Творец превыше всякого своего творения и, в том числе, превыше ангельских чинов. В соответствии с учением Церкви, ангелы – служебные силы, которые служат Богу прежде всего, тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:1-3). По свидетельству пророка Даниила, тысячи тысяч ангелов служат Богу: «…тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним…» (Дан.7:10); «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол.1:16).

Иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» (Ин.15:16); «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11-12); «…Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

Но если для христианина Бог есть Всевышний (Деян.16:17; Евр.7:1 и т.д.), Пантократор (2Кор.6:17; Откр.1:8, и т.д.), т.е. Вседержитель, так как: «…Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17), то для последователей агни-йоги над иерархией нет никого. И еще одно принципиальное отличие: христианин может обращаться в своей молитве к Самому Богу, агни-йог же – лишь к ближайшему звену иерархии: «Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим к верху»42; «Мы должны понять всю цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено. Горе желающему перескочить через звено и тем отрывающемуся от своего ближайшего звена. Он снова не догонит его, ибо ритм движения всей цепи увлечет спасительное звено. И страшно падение это!»43.

Бог в учении агни-йоги есть бессознательная психическая энергия, которая является двигателем, источником и материалом всего существующего, она же вдохновляет жизнь к существованию, творчески питая все формы сознания и служа стимулом к их эволюционному развитию.

Последователи оккультных течений чаще всего критикуют учение Христианской Церкви о Боге как Личности. Данный вопрос мы рассмотрим подробнее в главе «Ограничивает ли Бога Его Личностность?», здесь же остановимся на нем кратко. О понятии «личность» Е.И. Рерих пишет: «…приходилось вырабатывать определительные для понятий совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием…»44; «…Возможно лишь полное уничтожение личности, но не индивидуальности, в которую входила эта личность»45; «Монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются страницы лучших земных проявлений»46. Агни-йога учит, что личность временна, она существует лишь в течение очередной жизни, вечна индивидуальность, которая постоянно развивается, аккумулируя тот опыт, который она получает в разных воплощениях. В каждом новом воплощении дается новая личность, которая после смерти исчезает.

Говоря о Боге и Божественной жизни, православное богословие использует следующие основные термины: «сущность» (или «природа»), «ипостась» (или «лицо»), «энергия» (или «благодать»). Основное положение христианской триадологии гласит, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Понятие сущности выражает онтологическое единство Трех Лиц Пресвятой Троицы. Святой Иоанн Дамаскин дает следующее определение термина «сущность»: «Субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом»47; «Сущность … - это то, что составляет содержание личности»48. Слово «ипостась» выражает личное, индивидуальное бытие, его можно понять как личность, лицо. По учению Православной Церкви, в Боге Три Личности – Отец, Сын и Святой Дух. В Никео-Константинопольском Символе Веры Христианская Церковь выразила Свою веру в то, что Три Лица Пресвятой Троицы единосущны, т.е. Каждое Божественное Лицо имеет в полноте одну Божественную сущность. Сущность Бога непознаваема, но мы можем говорить о существенных свойствах Божиих: о свойствах, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т.е. свойствах, общих для всех Лиц Пресвятой Троицы. К таким свойствам относятся самобытность, вечность, вездеприсутствие, самодостаточность, всемогущество, всеведение, всеблаженство и т.д. От свойств божественной природы следует отличать ипостасные свойства: «Лица Святой Троицы имеют следующие личные свойства: Первое Лицо – отцовство и нерожденность, безначальность; Второе Лицо – рожденность и сыновство; Третье Лицо – исхождение»49. Святые отцы Православной Церкви разделяют понятия сущности Божией в Самой Себе и действия Божии в мире. Божественные энергии, в которых Бог проявляет Себя вовне, это – Сам Бог, но не в Своей сущности. Этим энергиям сопричастно все существующее. В отличие от Божественной сущности, абсолютно трансцендентной тварному миру, Божественные энергии доступны познанию человека. Божественные энергии «не сотворены, но превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. Можно сказать, что энергии раскрывают нам некий образ Святой Троицы вне Своей неприступной сущности, т.е. Бог существует одновременно и в Своей сущности, и вне Своей сущности»50. Как видим, значение самого термина «личность» в агни-йоге и христианстве понимаются совершенно по-разному.

Учение о Пресвятой Троице есть основание всей христианской веры. В.Н. Лосский писал, что учение о Пресвятой Троице – «…не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в Ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, саму жизнь Пресвятой Троицы…»51. Но постичь умом эту истину невозможно, можно только приблизиться к ее пониманию через очищение от страстей, через общение с Богом в молитве. Внутритроичное бытие Бога – тайна, для пояснения которой отцы Церкви прибегали к образам, заимствованным из земной жизни. Но нет аналогии, которая исчерпала бы собой эту тайну.