Pitanov V.Y.

29. Topics for Reflection

30. Ethics of Living Ethics

31. Culture or "reverence for creative fire"?

32. The "Other Christ" of Agni Yoga

33. Did Jesus travel to India?

34. Criteria for the Truth of the Doctrine

35. Science vs. Agni Yoga

36. Revelation, or how it all began

Conclusion

Appendix 1. Personal Testimony

Appendix 2. How to help an esotericist?

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения,

так что они будут верить лжи, да будут осуждены

все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

2Фес. 2:11-12

Введение

Православный миссионер-апологет в своей практической деятельности вынужден общаться с представителями различных оккультных направлений, что вызывает потребность в знакомстве с учениями, по своему духу чуждыми христианству, знание которых, однако, необходимо для полемики.

В данной работе предпринята попытка анализа учения, которое было провозглашено семьей Рерихов и которое носит два названия: «агни-йога» и «живая этика». В современной России это учение является одним из наиболее распространенных и известных. Идеи, выраженные в нем, в той или иной форме находят свое воплощение в самых различных оккультных организациях и сектах. Ниже мы постараемся предоставить читателям максимально обширную подборку цитат, раскрывающих учение живой этики, из авторитетных для оккультистов источников. Среди них, прежде всего, сборник «Живая этика»1, а также комментарии к тексту учения, приведенные в письмах Е.И.Рерих. Также мы будем использовать «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской, которая провозглашает, согласно утверждениям Рерихов, идеи, тождественные учению агни-йоги: «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите – каждое столетие дается после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской»2.

Прежде всего скажем несколько слов о том, как создавалось учение агни-йоги. Учение было создано в период с 1924 по 1938 год. Оно изложено в следующих книгах: «Листы Сада Мории» в двух частях, «Община», «Агни-Йога», «Беспредельность», «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный» в трех частях, «АУМ», «Братство», «Надземное». Каждая книга направлена на освещение определенной тематики, однако, часть идей содержится во всех книгах. Кроме вышеперечисленных книг, есть еще следующие дополнения к учению: «Криптограммы Востока», в которых рассказывается о «великих учителях», «Напутствие Вождю» – краткое наставление о том, каким должен быть, по представлению агни-йоги, лидер, и письма Елены Рерих, которые используются как разъяснительный материал к стихам книг агни-йоги. Первые книги агни-йоги были записаны методом автоматического письма3, далее – через слышание некоего голоса, который диктовал тексты книг. По мнению Е. Рерих, это был голос «махатмы» Мории.

Общение с представителями любых оккультных организаций необходимо начинать с выбора основания для ведения дальнейшей беседы. Мы предлагаем в качестве такой основы использовать следующие утверждения Е.И. Рерих: «В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства (выделено нами. – В.П.). И особенно люблю Великого Оригена и св. Антония. Моя мечта о Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чистым истокам первых веков христианства. В замечательных книгах Добротолюбия можно найти много прекрасных мест»4; «Удалось ли Вам найти Добротолюбие? Там можно, несмотря на многочисленные поправки, все же встретить много замечательных мест. На слова Св. Антония Великого труднее возражать (выделено нами. – В.П.)»5; «Книги Добротолюбия присланы мне с Афона, но, несомненно, они имеются даже у некоторых староверов. Некоторые страницы так схожи по духу со всеми восточными Учениями и Учением Живой Этики»! Замечательны там утверждения Великого Антония о Царственном Пути, или Пути Равновесия, Пути Среднем, который был завещан и всеми Великими Учителями человечества. Как прекрасен труд освещения и очищения Учения Христа в духе первых подвижников Христовых и нового понимания! Полезно было бы просмотреть также и историю, и все постановления церковных соборов»6; «Какой великий подвиг – постепенно привести сознание лучших среди людей к необходимости вернуться к первоисточникам христианства, к первым отцам, жившим на протяжении первых трех веков после Р. Хр. Как прекрасны поучения великого Антония!»7; «…я советовала бы Вам прочесть замечательные книги «Добротолюбия» (выделено нами. – В.П.)8.

Здесь сразу же возникает вопрос: насколько вера Е.И.Рерих соответствует учению первых отцов христианства, а значит, и вере всей Церкви? Суждения Е.Рерих о книгах Добротолюбия как о «замечательных», содержащих «много прекрасных мыслей», заставляют предположить, что в силу своего личного согласия с наставлениями Добротолюбия, идеи, изложенные в учении агни-йоги, должны пересекаться, по меньшей мере, хотя бы с основными мыслями книг Добротолюбия. Воспользуемся советом Е.Рерих «прочесть замечательные книги «Добротолюбия»» и сравним, насколько доктрины агни-йоги соответствуют наставлениям в вере и духовной жизни данного православного аскетического труда и Православному учению в целом.