Pitanov V.Y.

34. Критерии истинности учения

Исследуя любое религиозное учение, в первую очередь возникает вопрос о его истинности и тех критериях, с помощью которых ее можно определить. Сравним критерии истинности, предлагаемые христианством и оккультизмом.

Оккультные критерии истинности учения «Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку…»345. Что агни-йога понимает под «общим благом»? Не что иное, как работу под руководством «махатм» по распространению учения агни-йоги и практическому воплощению идей, заложенных в этом учении: «…Подчинение власти Иерархии значит приношение огня на Общее Благо. Как тускло горит это понимание в людском понятии!»346; «Главное, чтобы не отойти от поставленной перед нами цели, цели принесения нового света и знания на общее благо»347. Что значит «принятие всех бывших учений, ответивших первому признаку»? Какие это учения? Прежде всего обозначим те учения, которые этому признаку не соответствуют, а потому отвергаются агни-йогой: «Я (махатма) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество – с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это – религия, в любом своем виде и у всех народов»348. Отсюда можно сделать вывод, что ни христианство, ни буддизм, ни иудаизм, ни индуизм, ни ислам первому признаку не соответствуют. Какие же учения имеют отношение к Общему Благу? «Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их»349.

Таким образом, первому признаку соответствуют только оккультные организации, но, судя по всему, не все: «…За масонами масса ложного оккультизма…»350; «Помимо открытых и явных врагов, Теософия имеет тайных и, следовательно, более опасных. К числу таких врагов принадлежит Антропософия и ее последователи. Хотя ни само учение Антропософии, ни ее последователи не выступают против Теософии, но в этом и заключается главная опасность и большой вред ее, ибо, идя параллельно с ней на одинаковых правах, как две совершенно равноценные величины, она имеет целью совратить человека с истинного пути в ложный»351. Строго говоря, кроме теософии и агни-йоги, первому признаку никакие иные оккультные учения не соответствуют. Таким образом, второй признак «принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку» значит, что принятие учением агни-йоги и теософии является принципиальным с точки зрения агни-йоги, чтобы в ее глазах считаться истинным.

Какие критерии истинности учения, помимо указанных выше, выдвигает агни-йога? «Единственным преимуществом в области знания будет большая убедительность и привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов»352. Под «убедительностью и привлекательностью» понимается доверие и служение той силе, которая дала агни-йогу. От каких «несносных запретов» надо избавиться? «…Так невозможно запрещать свободное познавание. Такой запрет будет свидетельством невежества. Среди познавания отличен будет истинный путь…»353. Что же надо познавать? «…Мы предлагаем знание, полезное прогрессу человечества»354.

Итак, вывод из всего вышесказанного прост: только оккультные учения, точнее, некоторые из них, могут считаться истинными. Все мировые религии ложны. Истинное знание состоит в изучении оккультных учений, любые запреты подобного изучения должны быть отвергнуты.

Христиане об истине Вероучительная истина не может быть относительна, потому что тогда бы она превратилась в ложь. В конечном счете, истинно только то, что бытийствует. Подлинное бытие – это Бог, так как только Он не знает перемен (Мал.3:6), лишь Он Абсолютен. Потому для христианина Истина есть Бог: «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» (Иер.10:10). Иисус Христос учил: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Потому Истина есть Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «…потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе…» (Еф.4:21).

В словах Священного Писания указан путь познания Истины: «Тогда сказал Иисус…: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина» (Пс.118:138); «Дела рук Его - истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс.110:7-8); «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Лишь о Церкви Христовой Священное Писание говорит как о «столпе и утверждении истины» (1Тим.3:15). Но дьявол изначально борется против Истины, против Бога, искушая человека: «Не безызвестно вам, что враги истины непрестанно усиливаются уничтожить истину. Бог же во всякое время посещал тварь Свою, от самого начала создания мира, и тех, которые приступали к Создателю своему от всего сердца своего, научал, как должно Его почитать. Но когда, по страстности плоти и злобе врагов, борющих нас, добрые стремления души потеряли силу, и люди не могли даже постигнуть того, что свойственно им по их естеству и назначению, а не только избавить себя от грехов, чтоб возвести себя в первобытное состояние: тогда Бог сотворил с ними милость и научил их истинному Богопочтению чрез закон писанный. Когда же и это не помогло, тогда Бог, видя, что рана расширяется и требует решительного врачевства, определил послать Сына Своего Единородного, Который и есть единственный Врач наш»355. Дьявол пародирует Истину, внося в распространяемые им учения яд тонкой лжи, которая растворена в правде. Но как грамм яда в стакане воды делает отравленной всю воду, так и те истинные слова, которые встречаются в оккультных учениях, становятся бессмысленными из-за присутствующей лжи: «Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни. Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтоб не быть открытому, и устраивает разные призрачности, красные на вид, – которые, однако ж, на деле совсем не то суть, – чтоб обольстить сердца ваши хитрым подражанием истине, которая достойно привлекательна: к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу»356.

35. Наука против агни-йоги

К науке агни-йога относится двойственно. С одной стороны, агни-йога утверждает, что «наука будущего явится как источник самых возвышенных решений»357. С другой – что «ни наука, ни искусства, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям»358. По учению агни-йоги, «истинная наука» должна изучать «психическую энергию» и астрологию: «Астрология великая наука, но она может быть управляема силами мысли…»359. Но о такой «великой науке» как астрология выше уже было сказано, сейчас же мы остановимся на вопросе совместимости современной академической науки и агни-йоги.