Kniga Nr1353

Ангел Господень в Ветхом Завете

В Ветхом Завете говорится также о деятельности Божьей в образе особого Ангела Господня. Мы знаем из Св. Писания, что Бог создал ангелов, и слово ангел означает вестник. Однако в некоторых местах Ветхого Завета показано, что у Бога есть особый Ангел, который говорит и действует так, как будто Он Сам есть Господь. В свете Нового Завета, можно сказать, что, по всей вероятности, этим Ангелом Господним есть вторая Личность Святой Троицы. Мы обратим внимание на следующие примеры.

В книге Бытие, в 16-й главе говорится о явлении Ангела Господня Агари, служанке Сарры. После того, как Агарь родила сына Аврааму, она стала презирать Сарру за её бесплодие. Сарра начала притеснять её, и Агарь убежала в пустыню. Там явился ей Ангел Господень и говорил с ней. Хотя в стихах 7, 9, 10 и 11 он назван Ангелом Господним, в стихе 10 всё же показано, что когда он говорит, это значит, говорит Сам Господь: "Умножая, умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества". (Это подобно тому, когда с Авраамом говорил Сам Господь, как записано в Быт. 17:2-7 - "И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя".) После того как описание разговора Ангела с Агарью заканчивается (Быт. 16:7-12), мы читаем: "И нарекла Агарь Господа, который говорил с ней, сим именем: Ты Бог видящий меня" (Быт. 16:13).

И писатель книги Бытие, и Агарь признают, что говоривший с ней Ангел Господень, - Господь и Бог.

Дальше, в 31-й главе книги Бытие мы находим, что Ангел Господень явился патриарху Иакову и говорил с ним во сне. Хотя в 11-м стихе сказано, что это был Ангел Божий, но когда Он говорит с Иаковом, Он говорит, как Бог и называет Себя Богом: "Я вижу все, что делает Лаван с тобою. Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где дал Мне обет". Получается, что этот Ангел - одновременно и вестник от Бога, и Сам Бог. В свете Нового Завета, это можно понять только так, как явление Сына Божия, Который отличен от Отца как Личность, но един с Ним в Божестве.

В жизни патриарха Иакова был ещё один случай встречи с Ангелом Божиим, который на самом деле был Бог. Это описано в книге Бытие: "И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человека одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь об имени Моем? И благословил его там и нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл: ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт. 32:24-30).

Хотя в этом месте Священного Писания не сказано, что боровшийся с Иаковом был Ангелом, пророк Осия говорит, что Иаков "возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог, плакал и умолял Его" (Ос. 12:3-4).

И ещё одно важное, пожалуй, важнейшее место Св. Писания на эту тему свидетельствует о подобном случае. В Исх. 3:1-2 сказано, что у горы Божией, в пустыне, Моисею явился Ангел Господень в пламени терново-го куста, который горел, но не сгорал. Но, когда Моисей подошел, Сам Господь Бог начал разговор с ним: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (ст. 6). Когда Моисей спросил, как имя Ему, то получил ответ: "Я есмь Сущий (Иегова)" (ст. 14). Таким образом, и в этом случае показано то, что мы видели раньше. Ангел Господень - одновременно и Бог Иегова.

Затем, в 2 Цар. 24:16 подтверждается, что этот Ангел Господень и Господь - не одно и то же лицо, а разные лица. То же самое показано у пророка Захарии в первой главе, особенно в 12-ом стихе. Там сказано, что Ангел Господень говорит с Господом Вседержителем.

Всё это подтверждает откровение Нового Завета, что Сын Божий Иисус Христос - как вечный Бог в единении с Отцом, так и отдельная Личность триединого Бога.

Стихи Ветхого Завета, указывающие на Св. Троицу