Kniga Nr1353

Естественно, Общество потерпело урон в последующие три-четыре года после 1975 года. Какое-то количество членов оставили движение, и вместо роста произошёл спад. Но, если посмотреть на статистику с 1968 по 1980 годы, то урон не аннулировал пользу, которую извлекла для себя Сторожевая Башня посредством этого эпизода.

Во всём этом был виновен, главным образом, вице-президент Фредерик Франц. Президент Натан Кнорр, умерший 7 июня 1977 года, был лишь его соучастником. В последние годы перед смертью Кнорр был болен раком мозга и не мог заниматься руководством Обществом, как раньше.

Фредерик Франц и члены центрального правления вели дела, как они считали нужным.

Начиная с осени 1975 года, когда становилось всё более и более понятно, что ничего из ожидаемого не произойдёт, Общество Сторожевой Башни никаких объяснений официально не давало. Оно молчало. Однако, как пишет Рэймонд Франц, который был тогда членом центрального правления, несколько раз поднимался вопрос о том, что делать. Либо потому, что некоторые ещё надеялись на запоздалое наступление событий, либо из опасения, что формальное признание ошибки повредит престижу организации, решение о том, что делать, откладывалось.

Рэймонд Франц пишет, что Милтон Хеншель (ставший президентом после смерти Фредерика Франца в 1992 году), предложил в 1976 году, "что мудрым курсом действия будет просто не поднимать этот вопрос и со временем братья перестанут говорить о нём". Иначе говоря, если нет возможности оправдаться, то лучше не признавать вину, а упорно молчать.

Но положение, в конце концов, заставило лидеров что-то заявить на эту тему. Это было сделано с уклончивым признанием ответственности в журнале "Сторожевая башня" 15-го марта 1980 года, четыре с половиной года после того, когда должен был произойти Армагеддон. К тому времени основной пыл разочарования уже спал, и те, кто разочаровался, вышли из организации. Как бы то ни было, в журнале было напечатано следующее:

Довольно большое ожидание было возбуждено в отношении 1975 года.

Опубликованные заявления, выражающие такое исполнение надежды к тому году, были больше предположениями, нежели возможностью. Нужно сожалеть, что публикация информации, которая посодействовала возрастанию надежды, была сконцентрирована на той дате.

В этом "признании" больше нечестности, чем признания. Сравнив его с тем, что раньше писали книги и журналы Общества, приходится только удивляться, насколько далеки от правды вожди культа. Ну, а что касается самого Фредерика Франца, он публично высказался в свою защиту еще в 1976 году. Средством его защиты было нападение на неповинных людей.

Весной 1975 года он выступил с речью перед большим собранием иеговистов в Торонто, Канаде, а когда на другой год, после несостоявшегося Армагеддона, он снова выступил с речью в том же городе, Джеймс Пентон пишет, что:

Выступая через год перед подобным собранием в том же самом городе, он спросил риторически: "Знаете ли вы, почему ничего не случилось в 1975 году?" Затем, указывая пальцем в сторону аудитории, он крикнул: "Это потому, что вы ожидали, чтобы что-то произошло". Иначе говоря, если Иисус предсказал, что никто не будет знать "ни дня, ни часа" Его пришествия для суда над человечеством, то свидетели Иеговы не должны были верить в то, что они могли знать, что это произойдёт в 1975 году.

Неимоверно, что Франц возложил вину за весь провал на рядовых иеговистов и вёл себя так, как будто он не нёс никакой ответственности за него.

Иначе говоря, Фредерик Франц поступил в точности так, как поступил Джозеф Рутерфорд, когда не исполнились его предсказания относительно 1925 года. Он сам начал эту кампанию, продолжая её до конца, а потом, когда она провалилась, отказался нести ответственность. Чтобы как-то выпутаться из положения, он придумал ещё одну теорию, которую он тогда начал провозглашать публично.

Его теория основывалась на том, что Адам и Ева не были сотворены в одно и то же время, а был какой-то промежуток времени, которого никто не знает. Франц стал говорить, что Армагеддон должен произойти, когда исполнятся 6000 лет от сотворения Евы. Джеймс Пентон комментирует эту теорию Франца: