Схимонах Паисий-ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ -ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО-© Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского.

В древности, когда было больше старцев, и младшие духовно преуспевали. В наше же время, когда мы более старики, нежели старцы, что делать молодым?

Наши древние отцы имели подвижнический дух. Они много постились и предпочитали варево, поэтому имели и святость, и телесное здоровье. В наше же время, когда мы избегаем аскезы и варева, мы сами стали вареными. И курица, если бы не копалась в земле и если бы сбросила свой жир, летала бы, и не поймал бы ее ястреб.

Носящий тяжелую суму ждет не дождется, чтобы избавиться от нее. Какую же тяжесть постоянно таскает тот, кто полнеет от обжорства и вредит своему здоровью? Аскет смотрит на свое костлявое тело, как на друга души, который помогает ему освящать душу. Между тем, обжора делает тело свое врагом души, который воюет против нее. И тогда лукавый ищет удобного случая, что бы бомбардировать человека постыдными помыслами. Сладок хлеб после поста. Сладок и сон после бдения. И после утомления на жестком камне отдохнуть можно лучше, чем в кресле.

Насколько избегает кто-либо человеческого утешения, настолько приближается к нему Божественное.

Если бы люди жили просто, по-евангельски, вблизи Христа, то они бы духовно услаждались Христом и их не душило бы мирское беспокойство. Вместо этого они травят себя лекарствами и опускаются до животного состояния.

Поскольку человеческие удобства перешли все границы, то стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; сделали из человека машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными.

Мировая эволюция вместе с греховной свободой принесла духовное рабство. Духовное подчинение воле Божией является духовной свободой и душевным преуспеянием, которым надежно руководит Сам Бог.

Духовный отец несет ответственность за своего послушника соразмерно его послушанию.

Новоначальный подобен пустой кассете магнитофона: ответственность взыщется со старца.

Послушание послушника не заключается только во внешней покорности, но и в том, чтобы и взгляды свои он подчинял духу своего старца.

Кто утверждает свою волю, тот отвергает волю Божию и препятствует Божественной благодати.

Смиренный человек, поскольку не имеет своей воли и эгоизма, принимает Божественное просвещение. Поскольку он смиренно принимает и советы людей, то он становится любомудрым.

Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть пред ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же - военной дисциплиной.

Если не исправится каждый из нас, чтобы преумножать добро, как по-хорошему может победить добро?