Kniga Nr1375

Ублажая нищих духом, смиренных, Господь усвояет им Царство Небесное. Еще в этой жизни смиренные духом уже предвкушают сие Царство, то есть ощущают мир своей совести и то благодатное утешение, которым Царство Божие характеризуется, ибо, по слову апостола Павла, Царство Божие есть правда и мир и радость о Дусе Святе (ср.: Рим. 14, 17). Полное же наслаждение нищие духом ощутят в будущей жизни, вступив в ничем уже не прерываемое общение со Христом.

Утверждая заповедь нищеты духовной, Спаситель показал образец глубочайшего смирения в Себе Самом, ибо не имел Он и где главы приклонить. И об этом святой апостол Павел, научая нас смирению, говорит: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 5-11). Итак, должны мы со всем усердием стараться научиться смирению, зная, что этого требует Господь, ибо Он гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Гордых Господь отвергает, а смиренных благословляет и удостаивает Небесного Царства.

Другим изречением Господь ублажает плачущих и сокрушающихся о грехах своих. Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4), - говорит Он, показывая тем самым, что для достижения блаженства необходимо сокрушение и действительный плач о соделанных грехах. Искреннее ощущение своей греховности и нищеты в отношении добродетели само собою производит в человеке скорбь и сокрушение при сознании тяжких последствий греха. Ничто столько не достойно сожаления, сколько наши грехи, прошедшие и настоящие. Кто часто будет входить в себя и размышлять о своих грехах, тот всегда будет иметь много побуждений к плачу и сокрушению. Посмотрим на прошедшую жизнь, на детство, юность и последующие годы - мы увидим свои грехи. Заглянем в самих себя, всмотримся в себя: в свои мысли, желания, чувствования, в свои дела, тайные и явные, - и мы увидим, что мы грешны пред Богом, грешны и пред людьми.

Также и грехи ближних, которых мы должны любить по заповеди Божией, не могут не вызывать в нас сокрушения и плача. Если мы сочувствуем ближним, когда они находятся в несчастье или бедствии, то гораздо больше должны соболезновать, когда видим, что они коснеют во грехах. Поэтому святые мужи столь часто скорбели и печалились о грехах ближних. Так, например, святой апостол Павел сильно скорбел о своих соотечественниках-иудеях: Истину говорю во Христе, не лгу, - пишет он, - что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то-есть Израильтян (Рим. 9, 1-4).

Кроме всего этого, к плачу должно побуждать нас размышление о неизвестности участи нашей в вечности и о скорбной нашей жизни в настоящее время. Доколе живем в этом мире, который весь во зле лежит, доколе носим на себе это греховное тело, мы никогда не безопасны от падения. Опасность со стороны плоти и борьба с ее греховными возмущениями и страстями, опасность со стороны внешних соблазнов и обольщений, опасность и со стороны невидимого врага - диавола - все это, при сознании нашей немощи, не может не возбуждать в нас сокрушения и печалования. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7, 24)?! - восклицает Апостол.

Поэтому, чье сердце не сокрушится, чья душа не исполнится скорби и сетования, чьи очи не прольют слез, когда, искренне поразмыслив о своем недостоинстве, о своих грехах, прежних и настоящих, о своих порочных наклонностях и страстях, помыслим и о неизвестности смертного часа, и о праведном Суде Божием по смерти! Сокрушаться о грехах и плакать о них призывает нас Господь, потому что, кто сокрушается о грехах своих, тот уже не будет беспечно предаваться им, но будет стараться всеми силами удаляться от них, ибо, по слову апостола Павла, печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10). Господь обещает плачущим награду - благодатное утешение. Сокрушаясь о своих грехах, плачущие получают прощение в них от Господа, ощущают глубочайший мир в своей совести, спокойствие духа и благодатное умиление. Такого сладостного и отрадного утешения, какое получает внимательный к себе и кающийся во грехах своих человек, никогда не ощутит ни один миролюбец, безудержно предающийся суетным удовольствиям и забавам.

Святой апостол Петр, как повествует церковное Предание, после того как трижды отрекся от Христа, ежедневно поутру при пении петухов горько плакал, так что от постоянного плача глаза у него всегда были красные. Но тем не менее плач Апостола о грехах не надорвал его здоровья, он, напротив, лишь более и более укреплялся духом, а чрез это получал и духовную радость, и утешение. Итак, нам необходимо плакать о своих грехах, чтобы наследовать блаженство.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Этим изречением Господь указывает, что для достижения блаженства необходимо быть кротким. Кротость, как мы уже неоднократно говорили, есть такое душевное расположение христианина, по которому он из любви к Богу не предается движениям гнева, досады, зависти, вражды, но благодушно переносит все оскорбления, обиды и всякие невзгоды. Кроткий человек не ропщет на Бога, когда подвергается несчастьям или когда желания его не исполняются, не ропщет и на ближних, когда оскорбляют его словами или обижают самим делом, желая вывести из терпения и возбудить в нем досаду и гнев. Сознавая свою духовную нищету и свое недостоинство пред Богом, а вместе имея пред своими глазами заповедь Божию о любви, кроткий из-за любви к Богу все претерпевает великодушно, с преданностью воле Божией, подражая примеру Самого Иисуса Христа, Который говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Видя себя во всем повинным пред Господом и питая вместе с тем любовь к ближнему, он старается укрощать в своей душе первые непроизвольные движения гнева, досады и вражды и тем уже в самом начале останавливает порочные возмущения души, нарушающие сию любовь.

Кротким Господь обещает в наследие землю и Свое благоволение - и в этой жизни, и в будущей. В этой жизни исполнение сего обетования видим мы на христианах первых веков. Нечестивые язычники гнали их и истребляли, но Бог покровительствовал кротким, а гордых грешников карал, так что впоследствии христиане стали обладателями вселенной, а язычники совсем исчезли. Но в совершенстве и полноте христиане получат уготованные им блага в жизни будущей.

Посмотрим на житие ныне чтимого нами Преподобного Сергия: как он исполнил эти заповеди и достиг верха совершенства и потому именуется Преподобным.

Что касается смирения, то им Преподобный Сергий особенно отличался. Будучи уже игуменом, он настолько себя смирял, что служил братии во всем: и дрова колол, и воду носил, и хлебы пек, так что вся братия лишь удивлялась его смирению. Или, например, такой случай из его жития показывает его любезное смирение. Однажды один поселянин пришел издалека посмотреть на прославленного угодника Божия - Преподобного Сергия, и ему его показали. Преподобный в это время, одетый в ветхую одежду, копал лопатою землю. Когда поселянин увидел его в таком виде, то обозвал убогим стариком, за что братия даже вознегодовала на него. Но сам Преподобный нисколько не обиделся. Он сказал тому поселянину, что только он один правильно о нем судит, а остальные все ошибаются, сделал ему земной поклон, поцеловал его и накормил монастырской трапезой, ибо как гордый радуется похвалам, так смиренный - бесчестию.

Что же касается плача, то списатель жития Преподобного говорит: "Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания, плач молитвенный и стенания сердечные, которые он ежедневно изливал пред Сердцеведцем Богом, пока не достиг высоты бесстрастия?". Что же до кротости Сергиевой, то ее показал он во время размолвки со своим братом Стефаном. Однажды разгневанный Стефан за вечерним богослужением вслух всех сказал: "Кто здесь игумен? Не я ли первый основал братство?" Преподобный же Сергий, чтобы не давать повода к вражде, ночью спокойно, никем не замеченный вышел из обители и удалился в Махрищский монастырь и тем устыдил раздраженного брата.

Заканчивая нашу беседу, дорогие братия и сестры, мы должны уяснить себе, что Господь требует от нас исполнения нравственного закона, без чего наша молитва будет Ему неугодна, будет только пустой звук. Итак, запечатлеем в своих сердцах сии Божественные словеса: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Аминь.