Kniga Nr1375

Если мы посмотрим на житие Преподобного Сергия, то увидим, что он достиг подобной нравственной высоты и святости именно благодаря совершенной своей вере. Вера есть основание, на котором строится вся духовно-нравственная жизнь христианина. Без веры угодить Богу невозможно, - пишет Апостол, - ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11, 6).

Вся жизнь Преподобного Сергия в этом отношении для нас весьма назидательна и утешительна. Возлюбив с детства Господа больше всего на свете, он эту любовь к Нему пронес чрез бурю испытаний и искушений, которыми полна была его уединенная подвижническая пустынная жизнь, и сохранил ее до самого конца своих дней. На смертном одре, исполненный благодатного утешения, он возвел гор!е слезящие от радости очи и простер к Богу свои преподобные руки, тихо говоря: "В руце Твои предаю дух мой, Господи!", и в дыхании сей молитвы отошел ко Господу чистой своей душой.

Что помогло ему переплыть бушующее море всевозможных невзгод, трудностей, многообразия прискорбностей? Вера. Ведь вам известно, дорогие братия и сестры, из жития Преподобного, что пустыннический подвиг его был весьма нелегким и прежде, нежели он достиг сего блаженного состояния святости и бесстрастия, ему пришлось вести жестокую борьбу с невидимым врагом и претерпеть от него много браней. "Кто может поведать, - говорит ученик Преподобного блаженный Епифаний, - все уединенные подвиги сей твердой души, неусыпно соблюдавшей все требования устава подвижнического? Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, его стенания молитвенные и плач сердечный, его бдения и ночи бессонные, продолжительные стояния и повержение себя на земле пред Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто расскажет о его алкании и жажде, о скудости и недостатках во всем, об искушениях от врага и страхованиях?"

В зимнее время, когда от мороза земля расседалась, он, точно бесплотный, оставался в своей обычной одежде, думая только о том, чтобы избежать будущего огня вечного. Никогда во всю свою жизнь он не жаловался ни на что, не роптал, не унывал, не скорбел, при всех недостатках в потребном и искушениях был доволен и спокоен. И это потому, что он питал свой дух верой в будущую жизнь и награду от Господа за свои труды и лишения. Ибо истинно, как говорит Апостол, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). И Преподобного Сергия эти слова Апостола воодушевляли на подвиги, он устремлялся к почести вышнего звания, подобно Аврааму, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр. 11, 10), где будет такая жизнь, о которой написано в слове Божием, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Поэтому он непоколебимо стоял на своем пути и когда искушали его бесы, являясь ему в образе зверей, гадов или литовских рыцарей, устрашая его гибелью и смертью, то молитвою к Богу прогонял эти бесовские полчища, веруя в Божественную помощь, которая его никогда не оставляла. Одно молитвенное воззвание к Богу обращало в бегство полки душевных врагов! Так вера содействовала Преподобному Сергию в его пустынном житии, и не только в перенесении непосильных подвигов, но и во всем, решительно во всем. Та же вера воодушевляла прежде мучеников неустрашимо идти на смерть ради Христа и увенчивала их победными венцами на Небесах.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, плывем по житейскому морю, и, для того чтобы безбедно достигнуть тихого пристанища в вечности, крайне необходимо всем и каждому из нас иметь веру в Господа Иисуса Христа. Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая, живая вера в Господа и Спасителя нашего. Потому-то и воздвигает он на нас противный ветер и со стороны плоти, и со стороны мира. Верующий спокоен от простоты своей веры, но враг или всевает в него сомнение, или наводит его на людей, которые сами либо сомневаются, либо совсем не веруют, или знакомит его с какой-нибудь книгой, в которой вера отвергается либо подвергается сомнению. И так верующий до этого человек, спокойный в своем уповании, оказывается в опасности потерять свою веру, если не воззовет он к Господу о помощи.

Бывают и другого рода искушения, когда верующие наслаждаются покоем и счастьем в своей семейной и общественной жизни, но враг спасения расстраивает их семейные отношения и производит нестроение на общественной службе, воздвигает недоброжелателей там и здесь, подстрекает гонителей и притеснителей веры. И вера сих людей, обуреваемых неприятностями и несчастьями, подвергается страшному испытанию. Они порой бывают даже готовы оставить свою веру, чтобы избавиться от нашедших на них скорбей. И благо человеку, если найдет он в себе духовные силы противостоять этому искушению и в напастях сохранит веру и не даст безумия Богу (см.: Иов. 1, 22), иначе же вместо чаемого избавления от временных бед может он погибнуть навеки.

Дорогие братия и сестры, вера - самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать. Один богослов говорит, что неверующие люди в этой земной жизни забывают Христа и минуют Его, но при смерти они уже не могут Его миновать и обязательно встретятся с Ним лицом к лицу, и страх обымет их тогда оттого, что не имели они веры. Вера же и во мрак самого гроба проливает отрадный свет.

Дорогие мои! Будем веровать, будем паче всякого драгоценного сокровища хранить нашу веру. И она при всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, укажет нам, где найти утешение и как отразить зло. И если в трудных и даже, может быть, безвыходных обстоятельствах обратимся мы к Богу с молитвою веры, то по вере и будет нам, как сказал Сам Спаситель, ибо все возможно верующему (Мк. 9, 23). Аминь.

Неделя 11-я по Пятидесятнице,

1961 г.

Об уповании на Промысл Божий