Архимандрит КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)-ПРОПОВЕДИ-По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II-©

Святые Отцы, которые ясно видели все язвы людские, снисходительнее нас относились к человеческим грехопадениям. Однажды к преподобному Пимену Великому пришли братия и спросили его: "Следует ли, видя прегрешения брата, умолчать о них и тем покрыть грехи его?" - "Следует, - ответил преподобный, - если ты покроешь грех брата, то и Бог покроет грех твой".

"Я слышу неприличное об одном брате, - сказал однажды некий инок тому же Отцу, - и потому соблазняюсь его жизнью и хочу уйти из монастыря". "А правда ли то, что ты слышишь о брате?" - спросил преподобный Пимен. "Да, правда, потому что мне передал это верный человек". "Нет, он не верный человек, - возразил преподобный, - если бы он был верным, то никогда не сказал бы тебе худого о брате. А ты, чего сам не видел, тому не верь. Даже если сам увидишь, не сразу верь".

"Какой же ты дашь ответ Богу, если, увидев согрешающего брата, не обличишь его? - опять спросили преподобного. "Я скажу: Господи! Ты велел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата… Я исполнил Твое повеление".

А вот другой пример - из жизни иного святого подвижника. Однажды иноки пришли к нему и обвиняли некоего брата, расстроившегося в своем поведении: они утверждали, что в келии его находится женщина. Но преподобный не поверил. Тогда его повели в эту келию. Брат же, у которого действительно была в это время женщина, испугавшись, спрятал ее под пустой кадкой. И преподобный духом прозрел это и, не желая обличать брата, подошел и сел не кадку, повелев тем временем инокам обыскать всю келию. Когда же они никого не нашли, то он, сделав им строгий выговор, отпустил их, а обитателю келии сказал с любовью и кротостью: "Брат, позаботься о своей душе". Согрешивший пришел в сокрушение, пал к ногам преподобного и после этого случая стал самым примерным монахом.

Да и Сам Господь, дорогие братия и сестры, снисходит к нашей немощи и покрывает наши грехи. Вспомните повествование Евангелия о том, как фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и требовали, чтобы Господь произнес над ней Свой приговор. Но Господь сказал им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Женщину не побили камнями и не осудили, потому что обличаемые совестью фарисеи поспешили скрыться.

За снисхождение и милость по отношению к другим Бог будет снисходителен и милостив ко грехам нашим. Повествуется, что однажды умирал некий инок, который жил беспечно и лениво. К его одру собралась вся братия. К общему удивлению, инок тот умирал очень спокойно и даже со счастливой улыбкой на лице. Братия стала умолять его, чтобы он объяснил им, почему так легко умирает, хотя жил нерадиво. Слегка приподнявшись, инок ответил: "Да, отцы и братия. Я действительно жил лениво и нерадиво и очень опасался за это строгого суда Божия. Но ко мне явился Ангел и молвил: "Господь послал меня сказать тебе, что хотя ты жил нерадиво, однако был незлобив и в жизни никого не осуждал - за это прощаются тебе все грехи", - и Ангел разорвал все рукописание моих грехов. Вот поэтому я так спокойно умираю". И сказав это, инок с миром предал душу Богу.

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37) - эта всем понятная заповедь может привести каждого из нас в Царствие Божие.

Дорогие братия и сестры! Велика награда неосуждающим. И поэтому мы должны хранить себя от греха осуждения и почаще вспоминать молитву преподобного Ефрема Сирина, которую мы читаем Великим постом: Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

О грехе осуждения (IV)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не удивляйтесь, дорогие братия и сестры, что мы вынуждены продолжать говорить о грехе осуждения. Дело в том, что этот грех настолько вошел в плоть и кровь нашего человеческого рода, что хотя и считается малозначительным падением, но на самом деле очень опасен и тяжек. Застаревшие раны надо лечить дольше и больше прилагать усердия к их исцелению.

Люди, которые любят осуждать, судить ближнего, обычно много требуют от других. Говорят, что "этого бы они могли не делать. Им должно быть стыдно, что они впали в такой грех". А себя считают праведниками, святыми, других осуждая и унижая. А если бы они хорошо посмотрели на самих себя, то оказалось бы, что и они такие же грешники, как и все человечество.