Kniga Nr1398

В угрожающей обстановке

XIX век принес с собой бурное развитие промышленности. Огромные, безлюдные территории постепенно заселялись, а страна начала покрываться сетью каналов и железнодорожных линий, на строительстве которых были заняты тысячи иммигрантов разных национальностей. Продвигаясь на Запад, они достигли берега Тихого Океана, а позднее изведанные территории стали присоединяться к главному направлению жизни народа. Иммиграция стала в то время массовым явлением. Если в начале XIX века туда прибывало несколько десятков тысяч человек ежегодно, то уже около 1840 года это число возросло до нескольких сотен тысяч.

Экономическое развитие страны и связанная с ним иммиграция породили в свою очередь новые различные национальные, расовые и бытовые конфликты. Множились нападения и акты насилия. Жизнь становилась трудной и опасной. Население, которое проживало на тех территориях испокон веку, ощущало угрозу и бесправие. Мир, который рождался на их глазах, казался созданием сатаны. Поэтому они с нетерпением ожидали какого-нибудь быстрого, радикального вмешательства, которое положило бы конец такой ситуации.

Одновременно за нарастающими общественно-экономическими проблемами не поспевала пастырская опека материнских религиозных общин. Усиливалось религиозное безразличие, которое в соединении с ощущением некоторой культурной оторванности привело к податливости значительных общественных групп на действие спонтанных религиозных идей. Это должны были быть, прежде всего, апокалиптические концепции. В ситуации переживаемой потерянности и чувства небезопасности находились все доктрины, проповедующие скорый конец этого безнравственного, дьявольского мира и рождение нового порядка, создаваемого благодаря Божию вмешательству. Следует подчеркнуть, что эти теории создавали люди, которые не только не имели богословского образования, но даже какого-либо общего образования. Это были портные, фермеры, шерифы и т. д.

Среди разнообразных, противоречащих друг другу тенденций наиболее динамичным и организованным движением оказался так называемый миллеризм. Он заслуживает краткого упоминания, так как впоследствии он дал начало адвентизму, из которого в свою очередь полными горстями черпали исследователи Священного Писания.

Вильям Миллер (1782-1849), будучи сорокалетним фермером, принялся за чтение Священного Писания, особенно книги Даниила, в поисках ответа на мучившие его вопросы. Во время чтения он пришел к мысли, что обещания пророков или уже исполнились с абсолютной точностью по времени, или исполнятся в ближайшее время. Обетованное Христом второе пришествие и суд над миром, наполненным неправдой, также наступит во время, которое, как считал Миллер, было обозначено в Священном Писании. Поэтому он предпринимает рискованные рассуждения, имеющие целью точное выяснение даты второго пришествия Христа и наступления Его тысячелетнего Царствия. После нескольких исправлений он определяет день 22 октября 1844 года. Поскольку его предположение было принято местной общиной баптистов, ему поручают проповедование этого. Начинается интенсивная проповедническая деятельность. Он посещает каждый раз новые места, произносит огромное количество проповедей, организует собрания и съезды. Вокруг Миллера создается оживленное движение, насчитывавшее во время своего расцвета 100 тысяч последователей. Эти люди искренне верили, что в назначенный их предводителем день придет на землю Иисус Христос, чтобы создать новый порядок.

Наконец наступил ожидаемый день 22 октября. Миллеристы ждали в огромном напряжении. Однако Христос не пришел. После многих месяцев энтузиазма наступило время страшного разочарования. Было ясно, что расчеты подвели. Миллер остался с небольшой группой друзей. Те вновь пробуют совершить интерпретацию событий, которая помогла бы им сохранить лицо. И начинают проповедовать, что Иисус все-таки пришел в назначенное время. Значит, ошибки не было. Единственно, как было провозглашено, непонимание касалось способа того пришествия. Христос пришел не видимым образом, как этого ожидали, но невидимо, и более того, не на землю, а в небесный храм. На землю Он вернется вскоре видимым образом. Таким образом появляется новое движение, называемое адвентизмом. Именно от него возьмет впоследствии ряд элементов Чарльз Рассел.

Движение исследователей Священного Писания