Kniga Nr1411

А все это — допускается, на все это смотрят спокойно, как на явление, самое нормальное в православной столице... Да в столице ли только?..

III

И хочется крикнуть власть имущим: гг. министры, гг. законосоставители, стражи народа и законов блюстители! Если вы желали блага родному народу, широко раскрывая двери разным свободам, то вы глубоко ошиблись: ни народ наш, ни в особенности наша так называемая интеллигенция, вовсе не созрели еще для этих свобод. Да оно и понятно. Ведь, если в препрославленной Финляндии, как говорят, воровство — неслыханное дело, если там, в одной гостинице слуга на мой вопрос: где же ключ от номера? — гордо ответил: “у нас не Россия! Будьте покойны, никто ничего не возьмет”, — так, ведь, эта пресловутая, горделивая, нехристианская честность там воспитана драконовыми законами, которые за воровство карали отсечением руки... А у нас таких законов не было, и хорошо, что не было, но были законы, которые карали вора каторжным трудом, а не сажали его на казенные хлебы в палаты, именуемые тюрьмами, как это повелось теперь... С такими законами народа не перевоспитаешь, а вы ему дали еще всяческие свободы... Вот и пользуются этими свободами иудеи, из всего, даже из самого развращения народа извлекая себе гешефт, а наша интеллигенция, как несмыслящий ребенок, идет к ним навстречу и отдает себя и народ наш на развращение нравственное... Смотрите: в каких понятиях растет грядущее на смену нам поколение! Мы еще живем тем запасом, какой нам отцы наши скопили: вот растратим его, — и тогда что?.. Сойдем в могилу, а чем дети будут жить? Чем наша матушка Россия будет свою историю продолжать?.. Жид расхитит все сокровища народной души; он отравит эту душу; он превратит наших детей и внуков в рабочий для себя скот и будет пить его кровь... Думаете ли вы об этом, отцы отечества?.. Или мираж свобод так отуманил ваши умы, что вы не видите этой опасности? Оглянитесь назад и присмотритесь пристальнее на протекшие пять-семь лет; всмотритесь повнимательнее, что сталось за эти годы с Русью — ну, хоть за двадцать лет назад: что было и что стало с нею! В ваших руках, например, статистические материалы: как страшно возросла преступность! Какие появились новые виды этой преступности, в старые годы почти неслыханные! Что творится в учебных заведениях? Во что они превратились — даже духовные! Кого они готовят грядущей Руси? А пьянство! Миллиард пропивает Русь, миллионы гибнут от этой страсти, никакая война, никакая чума столько не похищает людей, как водка, а ее исчадие — вырождение народа?.. Вы, на верхах стоящие, сами знаете, как мало теперь дает богатырей наш народ при наборе войска. Приходится понижать требования в размере груди, росте и под. Не страшно ли все это? Пьянство развращает народ физически, печать и пресловутые свободы, поблажки в судах — нравственно, жидовская агитация — политически... Стражи народные! Ужели там, на верхах, вам этого не видно? Казалось бы: с вышки больше простора видеть все, что творится внизу, на Руси... Нам, Богом поставленным выше других, выше массы народной, грешно себя обманывать. Ведь, Богу надо будет за все отвечать. Грозен суд Божий на народных вождей! Да и история свое нелицеприятное слово скажет. Благословения или проклятия потомков лягут на нашу память — и об этом надо бы подумать! Знаю, среди вас есть и Бога боящиеся, и Церковь-мать чтущие, и народ родной любящие. Имейте мужество взглянуть прямо в глаза страшной опасности! Имейте мужество открыто, прямо, не страшась иудеев, признать эту опасность. Признать и не полумеры, только усыпляющие народную совесть, принять, а решительно, твердо, бесстрашно и открыто, с достойною русского православного человека прямолинейностью, повернуть руль русской жизни вправо, не обращая никакого внимания на вопли иудейские, на их угрозы, террор, — ведь умирать-то когда-нибудь надобно: не лучше ли умереть, если Бог попустит, с честью, мученически, с благословениями народа, чем быть трусами и предателями веры и Руси родной?.. И посмотрите, какой светлый праздник будет на Руси в тот благословенный день, когда она будет освобождена от этого проклятого тумана беспочвенного, чисто масонского либерализма, этих лжесвобод, порабощающих душу народную жидам, от всех этих бредней, навеянных иудеями и их приспешниками — предателями родной земли! О, это будет воистину светлый праздник воскресения Руси родной, светлый день Христов, день радости не только православных русских людей, ныне томящихся тоскою безотрадной, но и всех наших предков, к Богу отшедших: ведь, мы их заветы вспомним тогда, и они с какою радостью Богу за вас помолятся! Это будет праздник куда радостнее, светлее, плодотворнее, чем 19-е февраля, чем 22 октября, чем даже тот день, когда было получено на Руси известие о взятии Парижа и плене Наполеоновом! Возрадуется тогда на небесах и праведная душа Царя-Миротворца, за молитвы которого Господь вернет России и то величие, какое имела она под его державным скипетром...

И какое это было бы достославное воистину юбилейное деяние в память трехсотлетия благословенного Дома Романовых! Воистину это было бы возвращением Руси домой, к родным заветам нашей истории, ее воскресением! Нельзя насиловать народную душу, воспитанную в тысячелетнем послушании Церкви Православной! Нельзя безнаказанно искажать ее заветные идеалы, подменивать ее миросозерцание, уродовать ее мировоззрение! Что-нибудь одно: или народ, потеряв свой облик, обратится в безличное животное, чего так и хотелось бы жидам, или же он, пробудившись от чар разных свобод, во имя истинной свободы разорвет все путы одним могучим порывом богатыря и тогда... Горе всем врагам России! Горе и тем, кто стоял на страже, но не делал своего дела!

Время идет. История не ждет. Ждет только Господь нашего покаяния. Ждет, давно ждет, душою изнывает настоящий русский народ. Он зорко присматривается ко всем нашим ошибкам и глубоко вздыхает... При первом проявлении добрых для него знамений он готов воспрянуть духом и пойти навстречу тем, кто поймет его горе, его заботы, его идеалы... Народ наш — это младенец-богатырь: он младенец в смысле внешней культуры, умственного, научного развития, но он — богатырь духа, усвоивший, в свое сердце восприявший культуру духа, евангельские заветы — так, как, может быть, не воспринял их ни один народ в мире. Скажите: какой народ способен давать христианскому миру таких подвижников духа, как Серафим Саровский, таких пастырей, как Иоанн Кронштадтский, таких духовных старцев-руководителей, как Амвросий Оптинский, таких богословов, как Филарет Московский?.. Христианский мир Запада, столь хвалящийся своею культурою, дал миру великих естествоиспытателей, политиков, философов-мыслителей, но не дал таких смиренных сердцем и великих духом мужей, каких, милостью Божией, родит наша родная Русь православная, наш «богоносец»-народ. У этого народа есть чему поучиться и нам, мнящимся быти его руководителями, поучиться, хотя бы, тому глубокому смирению, с каким он принимает скорби, как милости Божий, поучиться простоте детской веры, творящей чудеса у родных святынь, смиренной, воистину христианской, любви, даже ко врагам своим, даже к преступникам, в которых он видит только людей несчастных. Поймите этот народ, смиритесь духом пред его заветными идеалами, полюбите его, станьте русскими в душе, защитите этого младенца-богатыря от обижающих его, от постоянно оскорбляющих его религиозные и патриотические чувства, прогоните, не подпускайте к нему близко всех этих расхитителей его духовных сокровищ и — чудо совершится! Слейтесь с ним воедино духом и не будет в мире народа, сильнее Русского православного! Глубоко понимал это великий в своем царственном смирении Государь-Миротворец Александр III-й и всем сердцем стремился к единению с народом в его духе, в его идеалах, но увы! — был одинок, почти одинок в осуществлении этого великого своего стремления и — утомленный непосильною работою, ушел прежде времени к Отцу Небесному молиться за родную, дорогую ему Русь... С какою любовью взирал на него народ! С какими рыданиями провожал его в могилу! Весь мир был потрясен зрелищем этой бесконечной любви народной к своему Царю-Батюшке, весь мир невольно выражал сочувствие осиротевшему народу. Но, ведь, и сын носит в Своем Царственном сердце заветы великого Отца: и Он так же горячо любит родную Церковь, любит Свой народ, готов для него на всякий подвиг. Объединитесь же около сердца Царева, поймите Его царские думы, Его светлые: чисто русские стремления, будьте беззаветно преданными Ему сотрудниками в великом деле созидания и устроения родной земли по родным ее идеалам!

IV

As I write these lines, I think: will they catch the eye of those to whom I am addressing? And if they do, will they read them to the end? Will not my voice be the voice of one crying in the wilderness? Will they not say: "We have heard all this, but in vain the author deceives himself and others with the thought that our people are some kind of chosen one of God among the peoples of the earth: they are the same people as all European peoples, only they have lagged behind others, and therefore they must follow the common path of civilization, science and culture. And it would not even be humble, from the Christian point of view, to consider oneself the chosen people: this would resemble the dreams of the same Jews, whom the author so cruelly condemns."

Only those who do not believe in the truth of our Orthodoxy and in God's Providence, which governs the destinies of the peoples of the earth, can say so.

We, Orthodox people, believe that all mankind is called by God to salvation, that an eternally blessed life awaits those who are saved not here on earth, but in the future kingdom of Christ's glory, when there will be a new heaven and a new earth, after the renewal of the world, after the second coming of our Lord to earth, we believe that salvation for people is possible only in the bosom of the Church of Christ, that the Church, as the bearer, guardian and herald of Christ's truth – one, just as the truth itself – one and this truth, we believe, precisely in our native Orthodox confession, in our Orthodox Mother Church. People live on earth not at all in order to smoke the sky with their sins, but in order to prepare for heaven themselves. And in order to go to heaven, you need to know the paths that lead there. And these paths are in the Church of God, in the Orthodox Church, in her teaching, in her sacraments, in her guiding instructions in the spiritual life. If people who believed in Christ had preserved the unity of faith, if they had not introduced their human wisdom into the pure truth of God, then there would have been no division among Christians into imaginary churches, sects, and heretical communities. Unfortunately, it happened. The robe of Christ is torn apart by heresies and schisms, stained with sectarian false wisdom. That is why the Lord chooses from among the earthly peoples faithful guardians and heralds of His Divine truth. Such was the Jewish people in the Old Testament. But he did not accept Christ, the incarnate truth, and therefore he was rejected by God, and instead of the chosen people he became an outcast, instead of the blessed he became cursed, for he invoked this oath against himself when he cried out to Pilate, "His blood be on us and on our children!" Instead of the Jews, the peoples of Europe, the Greeks and the Romans were chosen. A thousand years passed, Western Christians were carried away by the dreams of the Pope of Rome about universal domination, distorted the confession of faith, introduced innovations in the teaching of faith and fell away from the unity of the Church. Then God chose in their place, in the fullness of the Church of God, the Slavic peoples and especially our Russia, enlightening it with the Orthodox faith. And it became, together with the Greek people and the Orthodox Slavs, the bearer and guardian of Orthodoxy among the peoples of the earth. And she became the chosen people of God. It is not with vanity, not in a spirit of pride, that we confess this truth: with fear we confess God's election, and we fear lest we lose it, lest the threat of Christ the Saviour, once spoken to the Jewish people and so terribly carried out over them, be fulfilled upon us: Behold, your house is left desolate... (Matt. 23:38). I say unto you, For the kingdom of God shall be taken away from you, and shall be given to the tongue that produces its fruits. (Matt. 21:43). This is how we cherish our holy Orthodoxy, and do not boast of it, we do not boast of it, as God's chosen ones. We are afraid that we may turn out to be unworthy guardians of this treasure, that the Russian people may not be that useless slave who has not put into circulation the talent entrusted to them by his master and buried it in the ground, and the worse – he will not squander it on his egoistic, earthly needs... We believe in the calling of our people to preserve Holy Orthodoxy in all its purity and inviolable integrity, moreover, not only for ourselves, no, but for the whole world, for all the peoples of the earth, for every person who wants to find eternal life. We believe and confess that in the matter of faith one cannot limp on both knees: to serve God and mammon, to give one half of one's heart to Christ, and the other to His enemy, Belial... If the state authorities recognize the Orthodox faith as the only true faith, if they are aware of the great significance of this faith in the life of the state and the structure of the state, if they see in Orthodoxy the spiritual foundation of the Russian people, of the people's worldview, the support of all the foundations of the state – and all this the authorities must recognize, see and understand – then can they allow the undermining of the faith, the undermining of various heresies and false teachings under it? destruction of this faith by them in the mass of a people who are infant in mind, without at the same time shaking their own foundations? In the name of what should it allow all this? In the name of some abstract theories that do not recognize the difference between eternal good and eternal perdition in principle? But this is the nature of reasoning only for Freemasons, these eternal enemies of Christ's teaching. In the name of some invented freedom of conscience? But it cannot exist, if only because conscience is the hidden judge of human thoughts and actions, it is an inner law, which, like a law, binds itself, restricts itself, but cannot be limited by anyone or anything: for example, the holy martyrs... Then: what conscience? There is a scrupulous, scrupulous conscience, there is also a burned one... So what kind of freedom should be given? The conscience of a heretic, sectarian, schismatic allows everyone to be seduced into their sects, heresies, and schisms of the Orthodox; the conscience of a Jew allows him to poison, to kill a Christian as an animal, the conscience of a thief to steal, etc. They will say: it is only about faith. But to plunder the treasure of faith, to conceal the Russian soul, to distort this beautiful soul in the likeness of the German Stundist – how can all this be allowed by the State power, which itself recognizes the Orthodox faith as its foundation, the basis of the existence of the Russian state? After all, this would be a betrayal of one's purpose! In fact, by doing so, the state power would abolish itself.

What good is it if it protects only the property of the subjects of the Russian state from thieves and robbers, and gives the soul of the people to plunder and spiritual murder? We do not demand executions for heretical propagandists; We demand only a strict prohibition of propaganda for them, under the threat of sensible punishment for them, even by merciless fines and removal from those places where they are trying to build a nest for themselves. We beseech the government to protect our children and simpletons from the people from that spiritual depravity which is brought about by the Jewish unrestrained, unscrupulous press, corrupting spectacles, various cinemas, and so on. We beg you to take measures to reduce drunkenness... Have pity on the people, do not forcibly impose Western legal theories on them: they know one theory: the Tsar is the father of the people, all the people are the children of the Tsar, the Tsar loves children as his own father, the people selflessly love the Tsar as a Father, as God's Anointed. What could be better, higher, holier than this theory? Be ye also the eldest children of the Tsar, His faithful servants, His faithful and unfailing helpers in His holy work of royal service, in His paternal care for the people... Abandon the legal principles that are unsuitable for us, the Russian people, various theories about equality, about freedoms: love the people as younger brothers, understand their spiritual needs, and love will tell you that you must not give a child toys that he does not know how to handle, you cannot open the doors to the soul of the people to all crooks, all Jews, people of other faiths and foreigners, when the people themselves are not yet able to rebuff them. when he still needs to be taught to guard the treasure of the Orthodox faith entrusted to him by God and all that our fathers bequeathed, but which, alas, we value so little! Have mercy on the people, do not give up the treasures of their souls to be plundered!

This is our plea to those who have power, our most earnest request of the whole people to our government.

All this is required of him by the holy Orthodox faith confessed by him. There are enough deals with conscience in our laws. "If the Lord God is true God, then follow Him; but if Baal is a god, then follow him." (4 Kings 18:21) The faith of Christ does not tolerate double-mindedness: "Because thou art lukewarm, and neither hot nor cold, I will spew thee out of my mouth." — says the Lord in Revelation to the angel of the Laodicean Church (3:16).