Kniga Nr1424

24 августа 1918 года, на основании этого Декрета, все духовные учебные заведения (около 300 академий, семинарий, училищ) были закрыты.

Правда, в сентябре в Петрограде, по специальному разрешению Наркомпроса, было открыто богословско-пастырское училище, а 4 декабря — Богословский институт. Он просуществовал три года, сделал один выпуск (23 человека) и "самостоятельно закрылся".

Примечательно, что из ста человек, поступивших на первый курс института в 1920 году, тридцать два имели высшее светское образование. Богословско-пастырское училище в 1925 году было преобразовано в Высшие богословские курсы. Но... курсы остались курсами и "высшие" по-прежнему оставались единственными (без "низших").

Они тоже просуществовали 3 года, успев сделать один выпуск, и в 1928 году были закрыты. Как наука, богословие прекратило свое существование. Часть богословов добровольно покинула Союз сразу после революции, другую часть большевики в 1922 году насильно выслали за границу, третью — уничтожили. Последний ученый богослов, отец Павел Флоренский, погиб в лагерях во время войны и даже сегодня точная дата его смерти неизвестна.

Настоящее духовное образование отсутствовало в Русской Церкви в течение почти 30 лет.

Летом 1944 года в Москве были открыты Богословский институт и Пастырские курсы, преобразованные в 1946 году в Семинарию. В том же году открылись Духовная Академия и Семинария в Ленинграде. Начали действовать Семинарии в Киеве, Жировицах, Одессе, Саратове, Луцке и Ставрополе. В некоторых епархиях после войны были открыты краткосрочные богословские церковно-певческие курсы с начальными элементами богословия в программах.

Но возможности всех духовных заведений, учитывая масштабы Русской Церкви, были мизерными, студенты в них исчислялись единицами, иногда десятками человек.

В начале 60-х годов все Семинарии, за исключением Московской и Ленинградской, были Хрущевым закрыты.

Что касается религиозного воспитания, то в первые годы родители еще как-то умудрялись давать его своим детям, но вскоре антирелигиозная кампания достигла таких масштабов, что стало небезопасно заниматься таким делом, а в государственных школах был принят курс на антирелигиозное воспитание. Согласно закону, родители стали обязанными воспитывать своих детей в духе "морального" кодекса строителя коммунизма.

За нарушение — родителей лишали родительских прав, а детей отправляли в детские дома, где воспитание строилось на чистых антирелигиозных основах. Упорных — отправляли в тюрьмы и лагеря.

На 1990 год в Русской Православной Церкви было 19 духовных учебных заведений, из них: 2 Духовные Академии (в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербурге), 1 Аспирантура, 6 Духовных Семинарий, 5 Духовных Училищ, 2 Сектора заочного обучения, 2 Регентских Класса, 1 Иконописная Школа.

Общее количество учащихся в духовных школах — около 3 тысяч человек. В Семинариях изучаются следующие предметы: Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, Катехизис, Догматическое богословие, Нравственное богословие, Основное богословие (Апологетика), Сравнительное богословие, Практическое руководство для пастырей, Гомилетика, Церковный Устав, Литургика, Общая Церковная История, История Русской Церкви, Разбор учений русского раскола и сектантства, Конституция СССР, Церковно-славянский язык, Греческий, латинский и еврейский языки (один по выбору), Английский, немецкий и французский языки (один по выбору), Церковное пение, Русский язык (факультативно).

В Духовных Академиях некоторые семинарские предметы продолжаются и некоторые вводятся вновь: Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, Патрология, Основное богословие (Апологетика), Догматическое богословие, Нравственное богословие, Пастырское богословие и аскетика, Гомилетика, Литургика, Церковная археология в связи с историей христианского искусства, История Древней Церкви, История Русской Церкви, Византология и История славянских Церквей, История и разбор западных исповеданий, История и разбор учений русского раскола и сектантства, Церковное право, Конституция СССР, Церковное пение, Древнееврейский, греческий и латинский языки (по выбору), Английский, немецкий и французский языки (по выбору).

В Духовных Академиях используется лекционная система преподавания. На первых трех курсах студенты пишут по два семестровых сочинения, а на четвертом — курсовое (кандидатское) сочинение. Успешно защитившие свою работу перед Ученым Советом, получают Диплом соответствующего образца и степень Кандидата Богословия.