Kniga Nr1428

69 G.R. Driver, Aramaic Documents of the Fifth Century B.C. (Oxford, 1954; abridged and revised edition, 1957)

70 ANET, p. 492

71 E.G. Kraeling, The Brooklyn Museum Aramaic Papyri (New Haven, 1953)

72 ANET, p. 491

73 Иудейская война, I, 21

74 Прежде чем Павел был привезен в Рим, он содержался в течение двух лет, между 58 и 60 гг., в заключении в Кесарии (Деян. 24:27). Израильские археологи считают, что они обнаружили место заключения апостола Павла. Римская тюрьма входила в большой административный комплекс, расположенный между ипподромом и амфитеатром, занимавший более 4000 м2 и включавший также дворец прокуратора и бани. (Archaeology News Digest, Autumn, 1997)

75 В последние годы израильскими археологами в Кесарии раскапывался построенный Иродом Великим около 20 г. до Р.Х. ипподром. В 1998 г. там была найдена гигантская 150 - метровая фреска с изображением различных животных (оленей, лошадей, лисиц, леопардов), на сегодняшний день — самая большая фреска греко - римского периода. Она находилась на длинной круглой стене, отделявшей скамейки зрителей от беговых дорожек. Фреска была выполнена около 170 г.

76 См. например, описание паломника из Бордо, 333 г. — Wilkinson, 1971, p. 160

77 Этой точки зрения придерживаются некоторые современные ученые — см. E. Martin, 1996, p. 170 - 173

78 M. Biddle. The Tomb of Christ. London, 1999

79 J. Wilkinson. The Jerusalem Jesus Knew: An archaeological Guide to the Gospels. Nashville, 1983, p. 157 - 158

80 Рельеф на арке Тита в Риме изображает римских солдат, несущих менора и другие ритуальные предметы из Иерусалимского храма. Недавняя находка в Риме позволяет предположить, как римляне распорядились огромными богатствами, похищенными из разрушенного ими Храма. Профессор Гейдельбергского университета Геза Альфёлди обнаружил в Колизее в Риме следы надписи (отпечатки бронзовых литер и отверстия от штырей, которыми они крепились к стене), которую он реконструирует следующим образом: "Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал построить этот амфитеатр на [средства, полученные от продажи] военной добычи (manubiae)"

81 Иудейские древности, XVIII, 1; см. также Иудейская война, II, 8

82 The Dead Sea Manual of Discipline, tr. by W. H. Brownlee, BASOR Supplementary Studies, Nos. 10 - 12 (1951), Section viii, 13 - 14; ix, 6

83 Если мы будем интерпретировать выражение "двенадцать мирян и три священника" (Manual of Discipline, viii, 1) в том смысле, что трое из двенадцати названных мирян являются священниками

84 Manual of Discipline, v. 25 - vi.1

85 Символ веры ессеев содержится в Manual of Discipline, iii. 13 - iv. 26

86 Группа эллинистических городов Трансиордании (первоначально их было десять), существовавших с III или II столетия до Р.Х. и выделенных римлянами в особую область, которой руководил правитель Сирии. Самыми известными из них были Гераса (современный Джераш) и Филадельфия (современный Амман). О последнем городе говорили как о "Помпеях Палестины", однако большинство его памятников относится ко времени позднее I столетия от Р.Х.

87 J. Wilkinson, Egeria's Travels. London: S.P.C.K., 1971

88 Archaeology News Digest. Spring 1999

89 В настоящее время известно несколько синагог, построенных до разрушения Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Одной из древнейших считается открытая в 1998 г. синагога в Вади Келт около Иерихона, построенная между 75 и 50 гг. до Р.Х. Она входила в комплекс хасмонейского дворца и была разрушена землетрясением в 31 г. до Р.Х. Это прямоугольное здание 17 на 11 м, окруженное со всех сторон колоннадой, с расположенным рядом бассейном для ритуального омовения. Еще одна ранняя синагога, открытая в 1976 г., находится в Гамле, к востоку от Галилейского моря. Этот город был уничтожен римлянами во время подавления первого иудейского восстания (L. I. Levine. Ancient Synagogues Revealed. Jerusalem, 1981)