Kniga Nr1435

* * *

Разрушать семью и вместе с ней "государственную ячейку"  это, видите ли, сладостная привилегия мужчины. Женщина должна вечно восстановлять разрушаемое. Мы  Геростраты, сжигающие храмы, а наши жены  строительницы, так же неустанно их восстановляющие. Точно семья  расползающийся чулок, а жена  бессменная штопальщица. Ведь никто из этих облезлых попочек не шамкает о себе: "Повенчался  терпи, тебя не вокруг сосны леший водил: ты законный муж". А вечно тянет "повенчалась". Мыде можем делать, что нам угодно; мужу, видите ли, закон не писан, он  клыки вперед, хвост на отлет  объявил всех дам на военном положении, истинный конквистадор! И когда, как усталый кот с крыши, он возвращается под законную печурку с оборванным ухом и исцарапанным носом, "государственная Машка" должна встречать его без кислоты и без упреков. Да это бы еще ничего. А вот если ему вздумается тиранить ее, душить, бить, издеваться над святыней ее души, таскать по грязи ее лучшие чувства, топтать ногами ее бога, заставлять в своих видах и пользах жертвовать и собственным достоинством, и честью  "молчи, не смей крикнуть: помогите. Ты венчана, ты жена. На тебе покоится общественное здание". Подумаешь, какие новоявленные архитекторы! Вы скажете, что подобные явления редки,  оглянитесь. Если не солжете намеренно, вы признаете, что в ужасной сцене, нарисованной мною в начале, для вас нет ничего незнакомого. Вы видите это у себя и около себя. Только другие приемы  бьют в перчатках, а не ногами, издеваются холодно, обдуманно, тонко, вежливо  так что со стороны кажется: все обстоит благополучно. Ведь и на Шибке у Радецкого "все было спокойно", а люди замерзали и умирали.

* * *

Итак, с одной стороны, самозваные, прямолинейные государственники (такие случаются из обрусевших немцев: они ведь, как ослы в шорах, ни "права", ни "лева" не видят) с проповедью: "Венчалась  терпи, спасайте то, что мы по нашему паскудству разрушаем", а с другой  елейные проповедники с текстами из Филаретова катехизиса. Общество потрясено иногда ужасным положением, бесправием женщины, а они сейчас цитату от божественного  и радуйтесь. Да ведь если бы на свете все шло по Писанию, то не надо бы ни суда, ни войска, ни полиции. Была бы не жизнь, а патока. Вот и разбирайтесь. С одной стороны, государственники ("повенчались  терпи!"), с другой  отцы накладной святости ("прости и подставь левую!"). Вопрос назрел. Все чувствуют настоятельную нужду так или иначе решить законы о разводе  удовлетворить самые естественные желания человеческого существа, его право на уважение, на счастье, на радость,  а в печати идут споры между этими господами, отуманивая все и сбивая с толку. Вы стонете от боли, а к вам приходит герой Лескова и серьезно спрашивает: "А позвольтека, почему сие важно впятых?.."  И ведь как не сорваться! Действительно  текстыто подбираются оттуда, откуда все человечество черпает идеалы добра, красоты духовной, свободы. "Так вот и начните сами  живите по катехизису, а потом и от жены требуйте того же. Ведь вы  глава, покажите ей пример. Переделывайте, начиная с себя. Не будьте чертом, проповедующим мораль... Или вы действительно несчастный водевильный муж?.." Но таких чтото мало,  и все их жалобы по существу подбиты лисьим мехом. Изо всех, в последнее время писавших у нас о женах и детях,  один талантливый г. Розанов говорил дело, и к нему прислушивались. Остальные только отуманивали и путали, забывая, что дело не в вечных идеалах, которыми являются "тексты", и не в старых и потерявших связь с жизнью законах супружеского крепостничества, а в самой жизни и ее запросах.

* * *