Kniga Nr1436

* Как все тут скользко: но почему Дернов думает или какое имеет основание судить, что несчастная женщина, мать троих детей, вынужденная перед дворниками называться "девицею", не была "непочатая невинность" перед рождением этих детей? "По семуто, по непочатой невинности, брак и есть одно из семи таинств церкви",  радует Дернов своего читателя. Он знает, что все "непочатую невинность" уважают,  и загребает ее кочергой в свою небесную канцелярию. Но ведь это неправда: если проститутку из дома терпимости пьяный московский купец возьмет и обвенчает с собою, т. е. соблюдет власть Дернова,  то будет "законный брак", "одно из семи таинств нашей св. церкви", а вот когда Нехлюдов у Катюши Масловой взял "непочатую невинность", и родился ребенок у них: то это всетаки "блуд", и младенец "плод блуда", потому что предварительно не было спрошено дозволение Дернова. В. Рв.

______________________

И дарование к супружеской жизни проистекает также от Бога, как и к житию девственному... "Ибо желаю,  говорил Апостол,  чтобы все люди были, как и я (девственник),  но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе"... "Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал": "Так я повелеваю по всем церквам" (I Кор. 7, 7 и 17я ст.).

Сознается ли это ясно всеми теми, кого касается* закон брака?

______________________

* Всеми и сознавалось бы, не будь истолкований владельца сургуча. В. Рв.

______________________

Без ясного же сознания этого закона невозможно и точное исполнение его. Постараемся же уяснить его, руководствуясь указаниями наших соотечественных богословов, проповедников и писателей.

В лице первой человеческой четы, мужа и жены, земному человеческому житию даны святые и совершенные законы*. Образ этойто земной жизни всего человечества, этого святого и совершенного закона и возобновляется** каждою христианскою четою в таинстве брака. Для мужа его подруга не просто одна из женщин, но жена, для жены ее сожитель не просто один из мужчин, но муж,  для них обоих остальной род человеческий не имеет пола. Связанные благородными узами духовного братства со всеми подобными себе существами, муж и жена  христиане, Адам и Ева всех веков, одни получают благословение на вкушение радостей теснейшего сожительства, во имя физического и нравственного закона, положенного в основание земной жизни человеческого рода. Поэтому, первым обнаружением Божественности Христа было благословение супружеского соединения в Кане***, подобно тому как первым действием Божиим по отношению к роду человеческому было сотворение первой четы. Итак, брак не договор, не обязательство и не законное рабство (мнения некоторых ученых****), политиков, философов и литераторов); он есть воспроизведение образа, установленного Божественным Законом,  он есть органическое ***** и, следовательно, взаимное соединение чад Божиих . Брак огражден с самого начала законом о нерасторжимости ****** союза между мужем и женою, так что они должны составлять одну плоть, и разрыв между ними должен уподобляться рассечению пополам живого человека*******.

______________________

* Которые вы отменили. В. Рв.

** Отлично. Но ведь не венчались Адам и Ева? Значит, каждое сожительство отражает "образ" их натурального сожительства. В. Рв.

*** Было присутствование на "брачном пиршестве ", как одного из числа гостей: а к браку отношения в смысле благословения или делания  не было. И Апостолам Иисус, посылая их в мир, не наказал: "Идите и венчайте браки ". Да и словото это противоречило бы всей мысли апостольства и духу св. Евангелия. Что же касается до "посетил", то ведь сколько раз Иисус приказывал ученикам: "Забрось невод в море и у вытащенной рыбы найдешь денарий" или "улов рыбы будет большой": но кто же на основании этих примеров объявлял рыбную ловлю исключительной собственностью и профессией духовенства? А уж можно бы сказать: "И Христос благословил рыбную ловлю". И чудес на рыбной ловле было еще больше, чем в Кане Галилейской. В. Рв.

**** Не мнение о факте важно, а сумма отношений к факту: сумма же отношений  духовной власти к браку есть именно юридическая и крепостная; отношения мужа и жены таковы по закону и по установлениям духовной власти, что в венчании они получают "крепость друг на друга", и крепость эту, т. е. собственно документ на взаимное обладание, невозможно уничтожить, сколько бы они ни страдали или ненавидели друг друга. По действию своему обряд этот весьма похож на железную сеть, которую, по древнему мифу, выковал Вулкан и покрыл ею амурничающих Венеру и Марса. Но сеть может быть нитяная, веревочная и железная: имя "церковное таинство" придало ей именно вечность, неразрушимость и некритикуемость, не затрагивая нимало ее существа, т. е. оставляя ее сетью, скрепой, веревкой, договором, обязательством и законным рабством, но только железной прочности. Поразительно, что Дернов этого не замечает. Между тем отсюда и вытек западный гражданский брак как замена канцеляристапатера канцеляристомчиновником, как простая передача от одного к другому функции, без всякой в ней перемены и только с устранением ее риторической торжественности. Дело стало проще, удобнее. Мир от этого вздохнул. А патеры разодрали рот от негодования, в сущности, потому, что у них была отнята власть и деньги. Ибо любвито у них к браку и брачащимся, конечно, никогда не было, что видно из бракоразводного процесса, на Западе столь же гнусного, как и у нас. В. Рв.