Kniga Nr1443

Случай, рассказанный бывшим членом Руководящей Корпорации Реймондом Францем на странице 296 (397 в русском издании) его книги «Кризис совести», показывает, что это не преувеличение. Франц рассказывает об областном надзирателе по имени Барт Томпсон, который выступал перед группой старейшин на районном конгрессе в Алабаме. Томпсон взял в руки книгу и сказал слушателям: «Если бы Общество сказало мне, что эта книга не зелёная, а чёрная, я бы ответил: «Знаете, я готов был поклясться, что она зелёная, но если Общество говорит, что она чёрная, значит, она чёрная!» Франц отметил, что это был отнюдь не единственный случай.

Свидетельница Иеговы, не так давно позвонившая в мою дверь, продемонстрировала мне ещё один яркий пример такого рода двойственного мышления. Не зная, кто я такой, она хотела поговорить со мной (если бы она узнала во мне бывшего Свидетеля, она была бы обязана уйти, даже не поздоровавшись). Я попросил ее показать, где в своей Библии она нашла учение о том, что «великое множество» верующих будет вечно жить на земле, а не пойдёт на небеса. Движимая чувством долга, она показала мне стих из Откровения Иоанна 7:9, где «Перевод Нового Мира» Свидетелей Иеговы говорит о «великом множестве». Я указал ей, что в 15-м стихе «великое множество» находится перед троном Божиим, а затем попросил перевернуть несколько страниц и прочесть из ее собственной Библии другой стих Откровения — 19:1. Когда она прочла: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа...» — я прервал ее и спросил, где, согласно этому стиху, находится «великое множество». «Великое множество находится на земле», — ответила она. Я попросил ее прочесть стих ещё раз. Она ещё раз прочла слова «на небесах», но настаивала, что великое множество находится на земле. Когда я указал ей, что она противоречит тому, что ясно сказано в тексте, она ответила: «Вы не понимаете. У нас в главном офисе в Бруклине, Нью-Йорк, есть люди, которые объясняют нам Библию. И они могут доказать, что «великое множество» находится на земле; я просто не могу объяснить это так хорошо».

В романе «1984» Оруэлла тоталитарные правители используют жестокие пытки, чтобы заставить своих подданных поверить, что «все, что Партия считает правдой, и есть правда», и что четыре пальца — это на самом деле пять, если так говорит Партия. Общество Сторожевой Башни добивается от своих последователей тех же результатов, только при помощи гораздо более тонких форм промывания мозгов.

ГЛАВА 18

Волшебник Изумрудного Города

Используя впечатляющие спецэффекты, прячась за кулисами и пропуская свой голос через усилитель, Волшебник Изумрудного Города смог убедить всех в том, что он — могущественный человек, за которым нужно идти и которому нужно подчиняться, пока маленькая собачка Тотошка не отодвинула занавес в сторону, и взорам всех не предстал слабый пожилой человек за пультом управления. Руководители Сторожевой Башни используют такие же средства, чтобы обманывать более восьми миллионов человек.

Члены Руководящей Корпорации фактически никогда не появляются вместе на публике. Их изображения нельзя найти на стенах Залов Царства или на страницах книг и журналов Сторожевой Башни. По сути дела, большинство Свидетелей Иеговы не сможет назвать их всех по именам и не узнает многих из них, встретив на улице. Оставаясь, таким образом, сами в тени, эти руководители Сторожевой Башни могут произвести большее впечатление в качестве Руководящей Корпорации, а не дюжины немощных старцев. Как и голос Волшебника, говорившего из-за занавеса, их многократно усиленные голоса звучат со страниц изданий организации, где их выдают за голос Бога Иеговы. Последователи считают их «каналом связи, который использует Бог» («Сторожевая Башня», 1 декабря 1981 г., стр.27), и это даёт им огромную власть.

Например, в сентябре 1981 года Руководящая Корпорация заявила о новой суровой политике лишения общения, в соответствии с которой почти каждому в секте пришлось бы порвать связи с кем-то из друзей или членов семьи. Как обычно, это заявление не содержало никаких личных имён и никаких указаний, была ли новая политика принята руководящей корпорацией единогласно или большинством в две трети, или простым большинством. Их новое распоряжение было представлено в «Сторожевой Башне» как вечная библейская истина, как «духовная пища» из рук поставленного Богом представителя, Его организации, «верного и благоразумного раба». На тот случай, если кто-нибудь забудет, откуда пришло это распоряжение, на обложке журнала была изображена рука, приставленная как рупор к уху, и слова: «КОГДА БОГ ГОВОРИТ, СЛУШАЕТЕ ЛИ ВЫ?». Миллионы Свидетелей Иеговы поняли намёк: они немедленно, как им было сказано, порвали дружеские и семейные узы без единого вопроса или жалобы — как если бы они слышали громоподобный голос с небес.

Сначала основатель организации Чарльз Т. Расселл писал книги и статьи под своим собственным именем, как и его преемник Джозеф Ф. Рутерфорд. Подписи других авторов в те первые годы также время от времени появлялись в «Сторожевой Башне». Но после смерти Рутерфорда в 1942 году имена отдельных авторов перестали появляться в литературе: книгах, буклетах, журналах и брошюрах — так что все теперь считается информацией «Общества». А Общество, конечно же, говорит за Бога (некоторые бывшие сотрудники главного отдела отмечали, что преемник Рутерфорда, Натан X. Норр, был больше администратором, чем писателем или богословом, и большинство доктринальных материалов, начиная с 1942 года, в сущности, выходило из-под пера вице-президента Норра, Фреда Франца).

Так, «Перевод Нового Мира Священных Писаний» — перевод всей Библии от Бытия до Откровения — был опубликован как анонимное творение «Комитета Нового Мира по переводу Библии». Может быть, причина состояла в том, что «эти переводчики не искали известности; они не желали привлекать внимание к себе... они хотели, чтобы читатель основывал свою веру на Слове Божьем, а не на их «квалификации» («Сторожевая Башня», 15 декабря 1974 г., стр. 767). Но, возможно, анонимность ещё и служит переводчикам защитой от обвинений в ошибках и искажениях и не позволяет читателям выяснить, имеют ли эти переводчики какую-либо квалификацию вообще.

Даже письма, посылаемые по почте из бруклинского главного отдела, анонимны. Будь то официальное письмо, адресованное пятидесяти тысячам собраний по всему свету, или личный ответ, адресованный одному-единственному человеку, приславшему какой-либо вопрос, — любое письмо из главного отдела подписывается резиновым штампом, на котором вытеснены слова: «Уотчтауэр Байбл энд Трэкт Сосайети».

Подлинные авторы этих официальных посланий скрываются за буквенным кодом, например «SCE:SSG» или «EV:ESE», ничего не значащим для получателя, но важным для регистрационной системы Общества. Человек, способный расшифровать этот код, может определить отдел, «стол» или подгруппу внутри отдела и конкретного автора письма. Однако получатель воспринимает это письмо, как исходящее не столько от некоего конкретного человека, сколько от «Общества» (и косвенно — от Бога Иеговы).