Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Научись подавлять свое сердце, свои страсти силою имени Господня и своей воли в то время, когда оно больше всего страдает порывом самолюбия, когда оно готово всех и все разить и ломать.

Есть у меня Учитель, дарующий мне жизнь: каждое слово Его есть слово жизни и, значит, истина. Ему-то я во всем верю, а всему, что слышу противного Его слову - в моих мыслях и в сердце или от людей, - не верю и почитаю ложью, смертью для души.

Всесвятой Дух, по благоволению Отца, оживотворяет все создание небесное и земное.

Все вещественное, мы видим, тлеет, начиная с пищи и одежды; грехи также, все, как замечаем, растлевают душу и тело. Это должно возродить в нас надежду нетленного, непреходящего. Вы, сладкопитающиеся, вы, тщеславящиеся одеждою, домами, богатством, - что вы делаете? Играете в мыльные пузыри.

Все дышащее дышит воздухом и без воздуха не может жить; все разумно-свободные существа живут Духом Святым, как бы воздухом, и без Него не могут жить. Святым Духом всяка душа живится (Антифон, глас 4 на Утрене). Познайте, что Дух Святой в таком отношении находится к душе вашей, в каком воздух к телу.

Чудотворный образ Спасителя - Сам Господь на нем. Горько и как бы невольно плачу я; по благодати, обильно от Него на меня изливающейся, лью я потоки слезные, очищающие от грехов душу мою и мир и радость на сердце у меня производящие.

Диавол имеет обычай нападать на нас в тесных обстоятельствах.

Если какая-нибудь мысль - жизнь для сердца, то она - истина, если - томление, смерть сердца, то она - ложь. Господь наш есть мир и жизнь - и миром и жизнью почивает в наших сердцах.

Христианин, который ждет вечного упокоения и радости на небесах, не должен ли в этой жизни переносить великодушно и с радостью все скорби, труды, болезни и неправды, все мучения, всякие неприятности? Воистину. Иначе что же будет значить будущее упокоение? Какое упокоение тому, кто здесь упокоивался, не терпя ничего? Где будет правда Божия? - Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

Характер нашей земной жизни - постоянное ожидание Божьего зова из этой жизни в другую. Мы не свои, мы рабы Божии, как прекрасно называет нас Церковь, а рабы с часу на час должны ожидать, что вот-вот позовет Господь. Толкнет: и ступай. Да абие толкнувшу отверзут ему (Лк. 12, 36). А мы что! Да мы совсем забыли, что мы рабы Божии, мы думаем, что мы свои, и располагаем жизнь свою не по заповедям Божиим, а по своей волюшке: как нам хочется жить, так и живем. А оттого жизнь наша исполнена бесчисленных грехов. Посмотрите на жизнь человеческую, и увидите, что все в ней - суета сует, всяческая суета (Еккл. 1, 2): моды, театры, карты, вечера, маскарады, альбомы, великолепная мебель и проч. и проч. - все на себя, а на ближнего нет как нет: ходи нагой, издыхай с холоду и голоду.

Презорство к творению касается и Творца; поэтому не смей говорить эти и подобные им слова: мне не нравится лицо этого человека, хотя он, может быть, и хороший человек. Это диавольская ненависть к созданию Божию, диавольское гаждение. Помни, что всякий человек есть образ Божий и вся слава его внутри, в сердце. Человек зрит на лицо, Бог же на сердце.

Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому.

Святые Божии - великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями - кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатою верою, надеждою и любовью.

Ходим к земным купцам в их лавки, покупать их товары: как не обращаться нам к небесным купцам с молитвою усердною, как бы сребром и златом, как не покупать у них их ходатайства о нас пред Богом, о прощении грехов и о даровании различных христианских добродетелей! Кажется, это очень естественно.