Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр. 1, 6).

Жил некогда в Азии один царь; не был он христианином. Был он сильным и могущественным, но не имел наследника. Приближалось время его смерти, и спросили его: “Кто же будет править после тебя?”. Ответил царь: “Найдите человека, который пришелся бы мне по душе. Я усыновлю его, и будет вам царем. Но человек этот должен обладать определенными качествами: во-первых, он не должен бояться смерти; во-вторых, он не должен желать стать царем; в-третьих, у него должно быть самое большое количество детей в моем царстве”.

Искали, искали и не находили. Наконец привели к царю одного молодого плотника, известного своим мужеством. Умирающий царь спросил его: “Боишься ли ты смерти?”. Плотник ответил: “Как мне бояться того, что боится меня и что просто послужит мне мостом в вечное Царство?”. Снова спросил его царь: “Желаешь ли ты стать царем?”. Ответил ему плотник: “Как я могу желать стать тем, кто я есть? Мой Создатель усыновил меня во Христе, а Создатель мой – Царь над царями, следовательно, и я царь”. Наконец, умирающий царь спросил его: “Сколько у тебя детей?”. Ответил юноша: “Триста детей есть у меня. Это те, кого крестил я и родил в духе. Это дети мои духовные, которые называют меня своим духовным отцом”. Задумался царь и сказал: “Я звал тебя, чтобы усыновить, а теперь прошу тебя усыновить меня и принять меня духовным сыном”. И крестил плотник царя. И умер царь без страха.

Ответы молодого плотника объясняют тебе значение слов – соделавшему нас царями. Все христиане усыновлены Царем Небесным, по милости и благодати Его, ради Крови Сына Божия Иисуса Христа. Все, кто ведет христианскую жизнь на земле, войдут в Царство Небесное и будут царствовать с Отцом своим, Царем вечным.

Мир тебе и благословение от Господа.

Письмо 200

писателю С. К., о Хозяине

Святой евангелист Матфей, повествуя о личности Иисуса Христа в своем Евангелии, прибегает к словам пророка Исаии: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20; Ис. 42, 3). Ты спрашиваешь, что означают эти слова.

Святой Иоанн Златоуст толкует их так: “Пророк прославляет кротость и неизреченную силу Христову”. Иными словами, здесь указывается на ничтожность врагов Христовых, на силу Христа и на Его кротость и долготерпение. Враги Христовы, иудейские старейшины, были словно трость надломленная в руках всемогущего Господа, а гнев их как лен курящийся, дымящийся под ногами Его. Своими всесильными руками Он мог переломить эту трость без всякого усилия, а ногами Своими растоптать завистников, растоптать и погасить, как курящийся лен. Но Он не хотел этого делать, кротко и терпеливо ожидая покаяния грешников. Трудно найти более ясное сравнение слабости врагов Божиих по отношению к Его силе, чем нашел пророк,– трость надломленная и лен курящийся! Есть ли на свете что-то легче, чем сломать растрепавшийся тростник и угасить дымящийся лен?

Вот так же ничтожна неприязнь человеческая, еврейская и языческая, ко Христу. И тогда, и ныне, и вовеки.

Но Он хотел показать Свою силу не в легком, а в тяжелом. Как тяжко было претерпеть от ничтожных противников поругания, оплевания, глупость, злобу, клевету, несправедливое осуждение и смерть на Кресте! Тяжко было видеть, как превозносится тростник надломленный, и не переломить его; вдыхать смрадный дым зависти и не угасить его. Тяжко было все это претерпеть и простить: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят [294].

В этом самом тяжелом испытании Господь наш Иисус Христос показал силу Свою и одержал победу.