Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

писателю С. К., о Хозяине

Святой евангелист Матфей, повествуя о личности Иисуса Христа в своем Евангелии, прибегает к словам пророка Исаии: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20; Ис. 42, 3). Ты спрашиваешь, что означают эти слова.

Святой Иоанн Златоуст толкует их так: “Пророк прославляет кротость и неизреченную силу Христову”. Иными словами, здесь указывается на ничтожность врагов Христовых, на силу Христа и на Его кротость и долготерпение. Враги Христовы, иудейские старейшины, были словно трость надломленная в руках всемогущего Господа, а гнев их как лен курящийся, дымящийся под ногами Его. Своими всесильными руками Он мог переломить эту трость без всякого усилия, а ногами Своими растоптать завистников, растоптать и погасить, как курящийся лен. Но Он не хотел этого делать, кротко и терпеливо ожидая покаяния грешников. Трудно найти более ясное сравнение слабости врагов Божиих по отношению к Его силе, чем нашел пророк,– трость надломленная и лен курящийся! Есть ли на свете что-то легче, чем сломать растрепавшийся тростник и угасить дымящийся лен?

Вот так же ничтожна неприязнь человеческая, еврейская и языческая, ко Христу. И тогда, и ныне, и вовеки.

Но Он хотел показать Свою силу не в легком, а в тяжелом. Как тяжко было претерпеть от ничтожных противников поругания, оплевания, глупость, злобу, клевету, несправедливое осуждение и смерть на Кресте! Тяжко было видеть, как превозносится тростник надломленный, и не переломить его; вдыхать смрадный дым зависти и не угасить его. Тяжко было все это претерпеть и простить: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят [294].

В этом самом тяжелом испытании Господь наш Иисус Христос показал силу Свою и одержал победу.

Письмо 201

новообращенному, о плодах веры

Так же как раньше грех был Вам приятен, сейчас он стал мерзок Вам. Вы увлекались философией, Вы прочли все от Платона до Брэдли. И не могли решить, кому отдать предпочтение, потому что один опровергал другого: то, что один выдавал за истину, другой объявлял ложью; что один называл белым, другой – черным. Вы не могли понять, где истина, и это сильно угнетало Вас. И, наконец, неприятное, но спасительное для Вас происшествие: Вы попали под машину и колеса переломали Вам ноги.

Лежа в больнице, Вы многое передумали, спрашивая себя: где же истина? Рядом с Вами лежал больной, под подушкой он держал какую-то книжечку, которую часто доставал и перечитывал. Когда Вы полюбопытствовали, что он читает, он молча протянул ее Вам. И так первый раз в жизни у Вас в руках оказался Новый Завет. Когда Вы прочли его, то сказали сами себе: “Вот точка отсчета моей новой жизни”. Вы прозрели; во всем, что с Вами произошло: в падении под машину, в больничной койке, в своем соседе, в “случайной” встрече с Книгой жизни,– Вы увидели перст Божий, перст Господа, Который любит и спасает Вас. После выхода из больницы Вы начали вести христианскую жизнь.

Но сейчас снова недовольство, снова неудовлетворенность. Вам кажется, что Вы не развиваетесь, не растете духовно. Постепенно – новый Савл! И первому Савлу ослепительный свет Христов резал глаза, и он испытывал боль, пока не привык к Божественному свету: И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел (Деян. 9, 18). Постепенно и терпеливо. Царство Божие не тотчас открывается. И сеятель, вчера посеявший семя, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает (Мк. 4, 27).

Так и с Вами будет. Ибо истина хочет быть не просто познанной, но, как семя, она хочет расти и плодоносить. Вы посеяли на ниве своей Божественную истину. Сейчас будьте терпеливы. Не стремитесь сразу в пророки и апостолы. Дайте семени взойти. Всякая ваша молитва согревает его, всякая слеза питает, всякий вздох взращивает. И всходит семя, и растет, а как – Вы не знаете. Но Господь знает. А когда придет время жатвы, и Вы узнаете и возвеселитесь.